В феврале 1970 года по инициативе проректора по учебной работе Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (c 1994 – РМАПО) д.м.н., профессора Михаила Владимировича Муравьева, приказом Минздрава СССР была организована кафедра медицинской педагогики и оптимизации учебного процесса, которая в настоящее время называется кафедрой медицинской педагогики и философии. Перед кафедрой стояла главная цель — повышение квалификации профессорско-преподавательского состава системы усовершенствования врачей в области педагогики.
Заведующим кафедрой стал профессор М.В. Муравьев, а первым сотрудником - д.м.н., профессор И.М. Фейгенберг. Несколько позже на кафедру пришли д.м.н., профессор С.М. Багдасарьян (до этого работавший директором Всесоюзного НИИ медицинской информации) и к.м.н., доцент С.В. Павлова. Все преподаватели кафедры прошли двухгодичное обучение на факультете «Новые методы и средства обучения» при Политехническом музее (Общество «Знание»), где лекции читали такие известные специалисты в области педагогики и педагогической психологии, как С.И. Архангельский, Н.А. Талызина, Т.А. Ильина, И.И. Тихонов и другие.
Коллективом кафедры были разработаны программы повышения квалификации преподавателей институтов усовершенствования врачей и учебные планы циклов «Дидактика последипломного образования» для разного контингента слушателей: ассистентов кафедр, доцентов и профессоров, заведующих кафедрами ГИДУВ'ов и ФУВ'ов; подготовлено учебно-методическое обеспечение циклов «Методика преподавания терапии», «Методика преподавания педиатрии» и «Методика преподавания хирургии. Программы содержали разделы «Введение в дидактику высшей школы», «Психолого-педагогические вопросы обучения», «Научно-медицинская информация», «История медицины», «Медицинская статистика» и другие.
С приходом на кафедру к.т.н., доцента И.И. Мухортова был освоен новый курс «Технические средства обучения». В это же время был создан кабинет технических средств, оборудованный классом автоматизированного контроля и техническими средствами визуальной информации. Направления дальнейшего развития кафедры определялись участием кафедры в многолетней теме «Научные основы усовершенствования врачей», утвержденной Минздравом СССР.
Позже на кафедру пришли новые сотрудники: ассистент Н.В. Шестак , доцент М.С. Розанов, доцент И.Г. Ершова, проф. И.Г. Климкович, доцент Л.В. Путляева, доцент Б.В. Володин. В 1991 году кафедра была переименована в кафедру технологии последипломного обучения.
Большой вклад в развитие кафедры внесла д.м.н., профессор И.Г.Климкович, которая одна из первых в стране подняла вопросы профессиональной компетентности в медицине, внедрения модульного обучения, постановки учебных целей и др.
С 2012 года в связи с расширением педагогических и научных функций кафедра была переименована в кафедру медицинской педагогики и философии. В настоящее время на кафедре работают 4 доктора наук и 6 кандидатов наук. Основными направлениями работы кафедры являются: повышение квалификации профессорско-преподавательского состава РМАПО, институтов и факультетов усовершенствования врачей; подготовка аспирантов РМАПО по дисциплинам «История и философия науки» и «Педагогика и психология высшей школы». За годы работы кафедры прошли обучение более 13 тысяч курсантов.
Кафедра медицинской педагогики и философии ежегодно проводит 8-9 циклов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и 4 цикла по образовательным программам аспирантуры:
1. История и философия науки для аспирантов РМАПО.
2. Педагогика и психология высшей школы для аспирантов РМАПО.
3. Дистанционное обучение в системе непрерывного медицинского образования.
4. Современные технологии обучения в системе непрерывного медицинского образования.
5. Организация учебного процесса в системе непрерывного медицинского образования.
6. Методика преподавания фундаментальных дисциплин в системе повышения квалификации врачей. [/spoiler][spoiler=Научная работа]Научные интересы кафедры лежат в области проблем организации учебного процесса в системе непрерывного профессионального образования в здравоохранении, внедрения современных информационно-коммуникационных образовательных технологий, психолого-педагогических проблем обучения, андрагогики и акмеологии, истории и философии медицины.
За период с 2008 по 2013 год преподаватели кафедры опубликовали 68 научных статей, в том числе в рейтинговых журналах, 4 научных монографии, 16 учебно-методических пособий; защищена диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
Учебный процесс на кафедре проводится в соответствии с образовательными программами, утвержденными на Учебно-методическом совете РМАПО:
ППС
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации преподавателей «Современные технологии обучения в системе непрерывного медицинского образования»
ППС
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава РМАПО «Современные технологии обучения в дополнительном образовании медицинских кадров»
ППС
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации преподавателей «Методика преподавания фундаментальных дисциплин в системе повышения квалификации врачей»
ППС
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации преподавателей РМАПО «Организация учебного процесса в системе непрерывного медицинского образования»
ППС
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава РМАПО «Дистанционное обучение в системе непрерывного медицинского образования»
Аспиранты
Рабочая программа обязательной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы»
Аспиранты
Рабочая программа факультативной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы»
Аспиранты
Программа педагогической практики
Аспиранты
Рабочая программа обязательной дисциплины «История и философия науки»
Аспиранты
Рабочая программа факультативной дисциплины «История и философия науки»
Медицинская педагогика
Основная литература
1. Болонский процесс: итоги десятилетия / под ред. В.И.Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2011.
2. Василькова Т.А. Основы андрагогики. – М.: КНОРУС, 2009.
3. Шестак Н.В., Астанина С.Ю., Чмыхова Е.В. Андрагогика и дополнительное образование. – М.: Изд-во СГУ, 2008.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие. –М.: «Академия», 2009.
5. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.А.Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
6. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В.Бордовской. –М.: КНОРУС, 2011.
7. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие. – М.: «Академия», 2008.
8. Ф.В. Шарипов Педагогика и психология высшей школы. - М.: Логос, 2012.
9. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010.
10. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: Словарь системы основных понятий. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.
11. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010.
12. Астанина С.Ю., Шестак Н.В., Чмыхова Е.В. Модульный подход в практике профессионального образования. – М.: Изд-во СГУ, 2012.
13. Лебедева М.Б. Дистанционные образовательные технологии. Проектирование и реализация учебных курсов (+CD). – СПб.: ВНУ-СПб, 2010.
14. Полат Е. С., Петров А.Е., Моисеева М.В. Педагогические технологии дистанционного обучения. Учебное пособие для вузов. –М.: Академия, 2008.
Дополнительная литература
1. Шестак Н.В. Словарь "Высшая школа. Технология обучения», 2-е изд. - М.: Вузовская книга, 2006.
2. Шестак Н.В. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования в здравоохранении. – М.: Изд-во СГУ, 2007.
3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Эгвес, 2011.
4. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2005.
5. Кудрявая Н.В. Педагогика в медицине: учебное пособие. – М.: Академия, 2006.
6. Магазинник Н.А. Врачевание и психология. –М.; Медкнига, 2007.
7. Агапова О.В., Вершловский С.Г., Ермолаева М.Г. и др. Технологии образования взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых. – СПб.: Изд-во Каро, 2008.
История и философия науки
Основная литература
1. Философия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.: Юрист, 2007.
2. Философия медицины / Под. ред. Ю.Л. Шевченко. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2004.
3. Хрусталёв Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины: учебник для аспирантов и соискателей кандидатской степени в области медицины и фармации. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007.
4. Лешкевич Т. Г. Философия науки: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2006.
5. Островский, Э. В. История и философия науки: учебное пособие для вузов / Э. В. Островский М.: Юнити-Дана, 2007.
6. История и философия науки / Под ред. С. А. Лебедева. М.: Академический проект, 2007.
7. Лебедев С. А. Философия науки. Словарь основных терминов. 2-е изд. М.: Академический проект, 2006.
8. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М.: Академический проект, 2008.
9. Философия науки. Общий курс / Под ред. С. А. Лебедева. 6-е изд. М.: Академический проект, 2010.
10. Моисеев В.И. Философия науки. Философские проблемы биологии и медицины. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
11. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006, с. 317-374.
12. Введение в философию и методологию науки : учебник для вузов / Е. В. Ушаков . 2-е изд., перераб. и доп . М.: КноРус, 2011.
13. Царегородцев Г. И. Философия медицины. Саратов. Издательство СГУ, 2011.