Логотип РМАНПО

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования

российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

министерства здравоохранения
российской федерации

Логотип РМАНПО

ФГБОУ ДПО

Российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

Минздрава России

749

Мнение эксперта. Профессор Г.А. Яровая представляет лауреатов Нобелевской премии 2021 года по физиологии и медицине

4 октября этого года Шведская академия наук объявила, что лауреатами Нобелевской премии 2021 года в данной номинации стали американцы - физиолог Девид Джулиус (профессор Калифорнийского университета, Сан-Франциско) и молекулярный биолог Ардем Патапутян (профессор медицинского исследовательского центра Ля-Хойя, Калифорния).

Нобелевские лауреаты этого года Дэвид Джулиус и Ардем Патапутян

На сайте Нобелевского комитета сообщается, что эти ученые открыли рецепторы, реагирующие на температуру и прикосновение.

В 1997 году Джулиус с коллегами изучал реакцию клеток на капсаицин – алкалоид, содержащийся в различных видах стручкового перца, вызывающего чувства жжения и боль. Джулиус и его сотрудники создали библиотеку генов, работающих в сенсорных нейронах: по их расчетам, там должен был оказаться и белок, реагирующий на капсаицин. Они экспрессировали отдельные гены из этой коллекции в культивируемых клетках, и после кропотливых поисков был найден тот самый ген, придающий клеткам чувствительность к капсаицину.

Дальнейшие эксперименты показали, что этот ген кодирует новый ионный канал, позже названный TRPV1. Его функция – определение и регуляция температуры тела, а также восприятие жгучей боли, связанной с воспалением в периферических тканях. Исследуя способность TRPV1 реагировать на тепло, выяснили, что этот канал начинает пропускать ионы при температуре выше 43°C: именно в этот момент мы начинаем чувствовать боль.

Рис.1 Рецептор TRPV1 с закрытым (слева) и открытым (справа) каналом
Lejla Zubcevic et al. / Nature Structural & Molecular Biology, 2016


В лаборатории Джулиуса проводят не только биохимические исследования: трехмерные структуры канала TRPV1 (причем сразу в двух состояниях: открытом и закрытом), но и активно проводятся поиски родственных этому каналу белков. Следует обратить внимание, что данные исследования проводились с использованием метода криоэлектронной микроскопии, удостоенного Нобелевской премии в 2017 году. В 2002 году Дэвид Джулиус открыл «холодовой» рецептор и назвал его CMR1. 


В это же время Ардем Патапутян также обнаружил этот рецептор, назвал его TRPM8 и показал, что он открывается при температуре ниже 30°C и активируется ментолом. Оба эти открытия произошли одновременно, однако полностью независимо друг от друга.

С помощью генетически модифицированных мышей, у которых «выключали» эти гены, изучили механизмы терморецепции. Впоследствии эти открытия помогли в разработке анальгетических и противовоспалительных препаратов, регулирующих активность подобных каналов. К примеру, препараты, воздействующие на канал TRPM8, препятствуют холодовой гиперчувствительности, в том числе вызванной хроническими состояниями, такими как диабет или рак. В дальнейшем были открыты и другие каналы этого семейства, активирующиеся в широком диапазоне температур. 

Рис.2 Схема эксперимента, в котором капсаицин был использован для идентификации TRPV1 — ионного канала, активируемого теплом. Справа показаны другие ионные каналы, активирующиеся при различных температурах.

Было показано, что термочувствительные каналы меняют конформацию и начинают пропускать ионы под влиянием температуры. Пока шло активное изучение и идентификация новых терморецепторов на мембране клеток, оставалось непонятным, как механические стимулы преобразуются в ощущения прикосновений.


В 2010 году Ардемом Патапутяном с коллегами была собрана библиотека из 72 генов-кандидатов, кодирующих возможные рецепторы. Эти гены «выключали» один за другим, чтобы обнаружить ген, ответственный за механочувствительность. Так удалось определить единственный белок, без которого клетки теряли чувствительность к прикосновениям: им оказался механочувствительный ионный канал Piezo1; впоследствии открыли и похожий на него Piezo2. 

Рис.3 Схема работы каналов Piezo1 и Piezo2. При внешнем воздействии мембрана клетки изменяется, каналы открываются и начинают пропускать ионы.
Press release: The Nobel Prize in Physiology or Medicine 2021, рисунок адаптирован 
https://biomolecula.ru/

Также было показано, что Piezo2 отвечает за восприятие положения и движения тела в пространстве – проприоцепцию. Эти рецепторы были обнаружены на сенсорных нервах и других типах клеток. Позднее была исследована роль этих рецепторов в ощущении давления для регуляции кровяного давления, боли, осязания и проприоцепции. Проприоцепторы находятся в мышцах, сухожилиях и сообщают нам о положении и движении нашего тела. Благодаря этой сенсорной системе человек ощущает себя в пространстве даже с закрытыми глазами. Нейроны здесь сигнализируют о растяжении мышц в мозг. А. Патапутян доказал, что Piezo2 является основным рецептором в этом процессе, а люди с недостатком этого рецептора испытывают трудности при передвижении в темноте. Эти рецепторы участвуют в передаче механических сигналов от внутренних органов. Оба этих канала регулируют важные физиологические процессы, например, артериальное давление и растяжение мочевого пузыря.


Революционные открытия, сделанные нобелевскими лауреатами этого года, позволили понять процесс преобразования внешних воздействий в нервный импульс, а выявленные ионные каналы оказались важны для понимания многих физиологических процессов. Уже много лет эти знания используются для разработки и производства новых лекарств, для лечения широкого спектра заболеваний, в том числе, хронической боли.


Проф. кафедры медицинской биохимии и иммунопатологии 

Галина Алексеевна Яровая