Логотип РМАНПО

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования

российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

министерства здравоохранения
российской федерации

Логотип РМАНПО

ФГБОУ ДПО

Российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

Минздрава России

924

К 110-летию со дня рождения Георгия Леонидовича Комендантова

Книга В.В., Юстова В.Д.

 

К 110-летию со дня рождения Георгия Леонидовича Комендантова 

(19 августа 1910 года – 24 апреля 1985 года)


Видный ученый, один из основоположников отечественной авиационной и космической медицины, талантливый педагог  родился 19 августа 1910 года в г. Варшаве в семье известного профессора отоларинголога Леонида Ефимовича Комендантова. 


В 1927 г. после окончания школы Г.Л. Комендантов поступил в Ростовский государственный медицинский институт, а в 1930 г., в связи с переездом отца на новую работу, перевелся в I Ленинградский государственный медицинский институт, который успешно окончил в 1931 г. После института некоторое время работал в поликлинике врачом-оториноларингологом, а затем был призван в армию; служил на Тихоокеанском военном флоте ординатором госпиталя (г. Владивосток), откуда в 1936 г. направлен в адъюнктуру Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова на кафедру, возглавляемую Леоном Абгаровичем Орбели. Здесь Г.Л. Комендантов проявил себя активным, работоспособным, творческим, талантливым физиологом и после завершения подготовки был зачислен в штат кафедры физиологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.


Совершенно очевидно, что огромное влияние на формирование научных взглядов Г.Л. Комендантова оказали отец – Леонид Ефимович Комендантов и учитель – Леон Абгарович Орбели. Отсюда и тема кандидатской диссертации – «О некоторых физиологических механизмах лабиринтных рефлексов», которая была успешно защищена в 1940 г.


В период до 1960 г. Г.Л. Комендантов работал научным сотрудником и преподавателем кафедры авиационной медицины Военно-медицинской академии, а затем занимал должность заместителя начальника по научной работе Государственного научно-исследовательского института авиационной и космической медицины Министерства обороны СССР. В это время он фактически стоял у истоков зарождения новой научной дисциплины – космической медицины.


Круг научных интересов Г.Л. Комендантова был чрезвычайно широким: проблема ускорений и болезни движения, летный труд и его особенности, летное утомление, переутомление и их профилактика, пространственная ориентировка в полете и функция равновесия в пространстве, высотная физиология, профессиональная работоспособность и способы ее оценки у членов экипажей, врачебно-летная экспертиза, авиационный шум и его влияние на организм пилота и другие актуальные проблемы авиационной медицины. Все свои мысли и результаты научных исследований он изложил в двух монографиях: «Избранные вопросы по авиационной медицине» (М., 1983) и «Проблема ускорений в авиационной медицине» (М., 1989). Своими знаниями, научными идеями Г.Л. Комендантов щедро делился с сотрудниками и многочисленными учениками. Под его руководством защищены 24 кандидатские и 3 докторские диссертации. За разработку новых методов физиологических исследований Г.Л. Комендантову в 1951 г. была присуждена Государственная премия СССР.

Самым плодотворным был период работы Г.Л. Комендантова в должности заведующего кафедрой авиационной и космической медицины Центрального института усовершенствования врачей Минздрава СССР (ныне ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России) с 1960 по 1983 гг. Здесь в 1964 г. он успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Установочные рефлексы».


Георгий Леонидович обладал удивительным педагогическим даром. Он мог доходчиво, тихим спокойным голосом довести до слушателей сложные вопросы новой научной дисциплины – авиационной медицины. Под его руководством была реорганизована педагогическая деятельность кафедры, разработана первая «Унифицированная программа подготовки врачей по авиационной медицине» (1981), написано и опубликовано более 60 учебных пособий. Большое внимание он уделял преподаванию теоретических и практических вопросов авиационной медицины, научным классификациям, вопросам терминологии. Кроме традиционных форм обучения на кафедре внедрялись новые: семинары-дискуссии, научно-практические конференции, деловые игры. Особое внимание уделялось методам объективного контроля знаний (введение базисного, рубежного и заключительного видов программированного контроля). 


Перечислить все педагогические достижения кафедры за период руководства Г.Л. Комендантова – задача весьма сложная. Следует лишь отметить, что за это время авиамедицинскую подготовку получили 2500 врачей гражданской авиации нашей страны, а также врачи из Германии, Венгрии, Болгарии. Кафедра для Георгия Леонидовича была вторым домом. Всех знавших его поражали необыкновенная тактичность, обаяние, мудрость много повидавшего и познавшего человека, чрезвычайная скромность большого труженика науки. Самым главным достижением жизни он считал создание своей научной школы, которая сохранила бы и приумножила его идеи в будущем. С этой целью он передал руководство кафедрой одному из своих учеников – Николаю Александровичу Разсолову.


Г.Л. Комендантов – участник Великой Отечественной войны, имевший большое количество государственных наград: медали «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За боевые заслуги» и др., ордена Красной Звезды и Красного Знамени. Отмечен почетными знаками «Отличнику здравоохранения», «Отличник Аэрофлота» и др.

Научное наследие, идеи Г.Л. Комендантова нашли достойное развитие в научной и педагогической деятельности кафедры авиационной и космической медицины РМАНПО.