На кафедре с 2024 года запланирована профессиональная переподготовка по специальности «Сурдология-оториноларингология» (576 часов) и подготовка по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации:
- «Сурдология-оториноларингология», 144 часа;
- «Объективные методы диагностики нарушений слуха», 72 часа;
- «Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни», 36 часов;
- «Медицинские и психологические аспекты сенсорных нарушений», 36 часов;
- «Диагностика слуха: электрофизиологические методы, импедансометрия, отоакустическая эмиссия», 36 часов;
- «Актуальные вопросы восстановления функций гортани и глотки у пациентов после удаления опухолей», 72 часа.
Основные направления научно-исследовательской работы кафедры:
- Морфофункциональное состояние среднего и внутреннего уха у пациентов после кохлеарной имплантации;
- Оптимизация аудиологического ведения пациентов раннего возраста с сенсоневральной тугоухостью;
- Реабилитация пациентов с нарушением слуха с применением различных технических средств реабилитации;
- Разработка и внедрение объективных методов диагностики нарушения слуховой функции;
- Диагностика, профилактика и лечение тугоухости, имеющей связь с выполнением профессиональных обязанностей;
- Клиническая оценка имплантируемых и не имплантируемых технических средств реабилитации лиц с нарушением слуха;
- Клинические исследования препаратов, средств реабилитации, готовящихся к использованию на территории Российской Федерации.
Ежегодно сотрудниками кафедры публикуются учебные пособия, научные статьи в ведущих рецензируемых рекомендованных ВАК научных журналах Российской Федерации и в зарубежных изданиях.
Основная литература:
- Скрининг слуха у детей первого года жизни: учебное пособие/ Под ред. Дайхес Н.А., Мачалов А.С., Сапожников Я.М., Кузнецов А.О., Кошель И.В., Карнеева О.В. – ГЭОТАР-Медиа, 2022.
- Акустическая импедансометрия: учебное пособие/ Под ред. Дайхес Н.А., Мачалов А.С., Кузнецов А.О., Христенко Н.В. – ГЭОТАР-Медиа, 2022.
- Особенности диагностики нарушений слуха у лиц старшей возрастной группы учебно-методическое пособие для ординаторов и специалистов, проходящих профессиональную переподготовку или повышение квалификации по специальности 31.08.58 "Оториноларингология"/ Под ред. Дайхес Н.А. Мачалов А.С. Владимирова Т.Ю. Кузнецов А.О. Кошель И.В. Куренков А.В. Айзенштадт Л.В. Брагина О.Л. – ООО «Слово», Самара, 2021.
- Особенности реабилитации лиц старшей возрастной группы с сенсоневральной тугоухостью учебно-методическое пособие для ординаторов и специалистов, проходящих профессиональную переподготовку или повышение квалификации по специальности 31.08.58 "Оториноларингология"/ Под ред. Дайхес Н.А. Мачалов А.С. Владимирова Т.Ю. Кузнецов А.О. Балакина А.В. Куренков А.В. Мартынова А.Б. – ООО «Слово», Самара, 2021.
- Оториноларингология: национальное руководство/ Под ред. В.Т. Пальчуна. – М.: Геотар-Медиа, 2008.
- Оториноларингология: национальное руководство, краткое издание/ Под ред. В.Т. Пальчуна. – М.: Геотар-Медиа, 2012.
- Детская оториноларингология/ Под ред. М.Р. Богомильского, В.Р. Чистяковой/ Руководство для врачей. – Том 1. – М.: Медицина, 2005.
- Детская оториноларингология/ Под ред. М.Р. Богомильского, В.Р. Чистяковой/ Руководство для врачей. – Том 2. – М.: Медицина, 2005.
- Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология/ учебник/ 2-е изд., перераб. и доп. 2012.
- Пальчун В.Т., Магомедов В.В., Лучихин Л.А. Оториноларингология/ учебник/ 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2013.
- Практическое руководство по сурдологии/ Под ред. А.И.Лопотко. – С.-Пб.: Диалог, 2008.
- Лопотко А.И., Приходько Е.А., Мельник А.М. Шум в ушах. – С.-Пб.:, 2006.
Дополнительные материалы:
- Альтман, Я. А. Руководство по аудиологии / Альтман Я. А., Таварткиладзе Г. А. — М.: ДМК Пресс, 2003. — 360с.
- Сенсоневральная тугоухость у детей: клинические рекомендации / Таварткиладзе Г.А., Юнусов А.С., Мачалов А.С., Бобошко М.Ю. Маркова Т.Г., Сапожников Я.М., Савельева Е.Е., Торопчина Л.В., Карнеева О.В., Кузнецов А.О., Цыганкова Е.Р. – М., 2021. – 52 с.
- Атлас по вызванным потенциалам мозга (практическое руководство, основанное на анализе конкретных клинических наблюдений) / В.В. Гнездицкий, О.С. Корепина. – Иваново: Изд.-полиг.комплнес «ПресСто», 2011. – 532 с.:ил.
- Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем / Батуев А. С. — СПб.: Питер, 2010.
- Бобошко, М. Ю. Речевая аудиометрия: учебное пособие / М. Ю. Бобошко. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2012. — 64 с.
- Бобошко, М. Ю. Слуховая труба / Бобошко М. Ю. Лопотко А. И. – СПб., СпецЛит. — 2003. — 360 с.
- Вощилова, Н. В. Специфика селективного внимания слабослышащих младших школьников и их сверстников с нормальным слухом: канд. психол. Наук / Вощилова Н. В. — ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет". — 2007. — 129 с.
- ГОСТ Р ИСО 8253-1-2012 "Акустика. Методы аудиометрических испытаний. Часть 1. Тональная пороговая аудиометрия по воздушной и костной проводимости".
- ГОСТ Р ИСО 8253-2-2012 "Акустика. Методы аудиометрических испытаний. Часть 2. Аудиометрия в звуковом поле с использованием чистых тонов и узкополосных испытательных сигналов".
- Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем / Данилова Н. Н. – М.: Учебная литература, 1997.
- Диагностики нарушений слуха у лиц старшей возрастной группы: учебное пособие / Н.А. Дайхес, Т. Ю. Владимирова, А.С. Мачалов и др. — Самара: ООО «Слово», 2021. — 58 с. ISBN 978-5-6047312-1-5
- Таварткиладзе, Г. А. Клиническая аудиология / Таварткиладзе Г. А., Гвелесиани Г.А. — М.: Святигор Пресс, 2003. — 74 с.
- Таварткиладзе, Г.А. Руководство по клинической аудиологии / Г.А. Таварткиладзе. — М.: Медицина, 2013. — 676 с.
- Королева, И.В. Современный подход к диагностике периферических и центральных нарушений слуха у детей: учебное пособие / И. В. Королева. — СПб.: СПбНИИ уха, горла, носа и речи, 2000. – 36 с.
- Левин, С. В. Использование слуховых вызванных потенциалов в современных аудиологических исследованиях: дис. ... канд. мед. наук: 14.00.04 / Левин Сергей Владимирович. — СПб., 2009. — 117 с.
- Моисеева Л. А. Краткий курс физиологии высшей нервной деятельности и центральной нервной системы / Моисеева Л.А. — М.: Изд. «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2010.
- Россолимо, Т. Е. Физиология высшей нервной деятельности: Хрестоматия / Россолимо Т. Е., Москвина-Тарханова И. А. Рыбалов Л. Б. — М.-В.: НПО «МОДЭК», 2009.
- Руководство по аудиологии и слухопротезированию / Грычыньский М., Хоффманн Б., Яськевич М. и др. под ред. Я.Б. Лятковского; пер. с польск. под ред. Н.А. Дайхеса. — М.; 2009. — 240 с.
В отделении сурдологии ФГБУ НМИЦО ФМБА России
проводится комплексное обследование слухового анализатора с применением современного оборудования ведущих мировых производителей, специализированного аудиологического оборудования, а также осуществляется комплексный подход к реабилитации пациентов со сниженным слухом.
Благодаря наличию в структуре отделения сурдопедагогов, логопедов, в Центре осуществляется комплексная медико-педагогическая реабилитация взрослых и детей с нарушением слуха и речи.
Консультации проводят ведущие врачи-оториноларингологии-сурдологи, сурдопедагоги и логопеды – кандидаты и доктора медицинских наук, врачи высших квалификационных категорий.
Сурдолог – это специалист, который занимается диагностикой, лечением нарушений слуха и коррекцией уже имеющихся проблем в этой области – подбором слуховых аппаратов и их настройкой.
Сурдопедагог – специалист, занимающийся развитием речи у глухих, слабослышащих и адаптацией к слуховому аппарату.
Логопед – специалист, занимающийся диагностикой и коррекцией нарушений речевого развития.
Диагностика нарушений слуха в отделении сурдологии проводится на современном цифровом оборудовании с применением современных методов диагностики:
- Тональная пороговая аудиометрия для взрослых и детей старше 6 лет.
- Тональная надпороговая аудиометрия для взрослых и детей старше 6 лет.
- Аудиометрия в расширенном диапазоне частот до 20000 Гц.
- Игровая аудиометрия для детей.
- Речевая аудиометрия для детей и взрослых.
- Аудиометрия в свободном звуковом поле для лиц, пользующихся слуховыми аппаратами и системой кохлеарной имплантации.
- Акустическая импедансометрия.
- Тест проходимости слуховой трубы (ETF-I и ETF-P тесты).
- Регистрация слуховых вызванных потенциалов различных классов в состоянии физиологического и медикаментозного сна.
- Регистрация отоакустической эмиссии.
- Проведение аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни.
- Проведение аудиологического скрининга детей школьного и дошкольных возрастов.
- Электрокохлеография.
- Проведение дополнительных специфических проб и тестов при патологии слухового анализатора
- и много другое.
Отличительной особенностью ФГБУ НМИЦО ФМБА России является возможность комплексного и междисциплинарного подхода к патологии слухового анализатора и решению проблемы каждого отдельно взятого пациента с осуществлением индивидуального подхода к восстановлению слуха и дальнейшей реабилитации.Реабилитация слуха в отделении сурдологии ФГБУ НМИЦО ФМБА России осуществляется с применением:
- Консервативных методов лечения с использованием современных медикаментозных средств, физиотерапевтического воздействия. Осуществляется комплексный подход к лечению совместно с врачом-отоневрологом ФГБУ НМИЦО ФМБА России.
- Подбор и настройка слухового аппарата. В случае необходимости производится подбор и примерка отечественных и иностранных слуховых аппаратов ведущих мировых производителей слуховых аппаратов, с осуществлением дальнейшей компьютерной настройки слуховых аппаратов, изготовлением индивидуальных ушных вкладышей.
- Особое место занимает слухоречевая реабилитация, оценка перспективности слухоречевого развития у детей со слуховыми аппаратами.
- Хирургическая реабилитация слуховой функции с применением высокотехнологичных методов лечения (тимпанопластика, стапедопластика, хирургическое лечение адгезивного среднего отита) в структурных подразделениях ФГБУ НКЦО ФМБА России. Лечение осуществляется совместно с ведущими отохирургами России с применением микрохирургического, лазерного и навигационного оборудования.
- В Центре применяются современные методы лечения пациентов с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью различной степени тяжести.
- Кохлеарная имплантация пациентам, имеющим высокую степень снижения слуха по сенсоневральному типу или глухоту. Особое место занимает слухоречевая реабилитация, оценка перспективности слухоречевого развития у детей с системой кохлеарной имплантации.
- В отделении сурдологии осуществляется настройка речевых процессоров всех систем кохлеарной имплантации (Advance Bionics (США), Neurelec (Франция), Cochlear (Австралия), Med-EL (Австрия), Nurotron (Китай). Также осуществляется техническое обслуживание речевых процессоров.
- Диагностика слуха и подбор аппарата костной проводимости при аномалиях развития слухового прохода и среднего уха.
- Логопедическая помощь при расстройствах голоса и речи (заикание, дисфония, нарушение звукопроизношения). Подготовка к школе детей, пользующихся слуховыми аппаратами и речевыми процессорами системы кохлеарной имплантации. Сурдопедагогическое тестирование.
Кафедра технологий реабилитации сенсорных нарушений располагается на базе нескольких структурных подразделений ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства» России (http://otolar-centre.ru/) – ведущего учреждения по оказанию помощи по профилю «оториноларингология и сурдология-оториноларингология». Наиболее значимое сотрудничество проводится с научно-клиническим отделом аудиологии, слухопротезирования и слухоречевой реабилитации, отделением сурдологии и слухоречевой реабилитации и отделением медицинской реабилитации Центра. Также проводятся совместные научно-исследовательские работы с ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» Федерального медико-биологического агентства России, ФГБУ «Центр реабилитации для детей с нарушением слуха» Минздрава России, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России, которые оснащены самым современным лечебно-диагностическим оборудованием. На базе отделений работают сотрудники кафедры, где в течение многих лет проводятся циклы специализации, усовершенствования по многим разделам медицины, в том числе по оториноларингологии и сурдологии. Организована консультативная работа сотрудников кафедр в комплексном обследовании и ведении сложных больных.