Логотип РМАНПО

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования

российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

министерства здравоохранения
российской федерации

Логотип РМАНПО

ФГБОУ ДПО

Российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

Минздрава России

1 631

Академик Андрей Иванович Воробьев

Если человек, способный подняться на новый уровень, не делает этого,

он не остается на прежнем, а опускается ниже.

А.И. Воробьев


15 июня 2020 года не стало академика РАН Андрея Ивановича Воробьева.

Андрей Иванович был специалистом в области фундаментальных и клинических проблем онкогематологии и радиационной медицины, создателем Гематологического научного центра, первым министром здравоохранения Российской Федерации.
 
Непростая судьба
С кончиной Андрея Ивановича Воробьева без преувеличения закончилась эпоха. Ушел настоящий врач, настоящий ученый, настоящий человек.

Продолжатель лучших традиций российской медицины, он рассматривал свою деятельность на любой должности как служение страдающему человеку. Труд врача он воспринимал как миссию почти божественную, любил повторять слова Гиппократа о том, что врач подобен Богу.

Никакие ордена, никакие почести, никакое богатство не могут идти в сравнение со взглядом вылеченного пациента, с удовлетворением от спасенной жизни.


Собственная его жизнь была долгой и трудной. Отец был расстрелян в 1936 году, мать отправлена в лагерь. В восемь лет мальчик фактически остался сиротой. Жил то по родственникам, то в детском доме, с 14 лет начал работать – маляром, электриком. Учился в вечерней школе, которую окончил с золотой медалью. Поступил в медицинский институт и, получив диплом, поехал по распределению в Волоколамскую районную больницу. Выполнял там обязанности не только терапевта, но и акушера-гинеколога, педиатра и даже патологоанатома.

Вернувшись в Москву, А.И. Воробьев поступил в ординатуру на кафедру гематологии Центрального института усовершенствования врачей, и с тех пор вся его деятельность была так или иначе связана с гематологией. Он стал столь заметен в своей области, что его пригласили работать в Институт биофизики, находившийся в ведении Третьего главного управления Минздрава, «атомного министерства» Средмаша.
В ведомственной 6-й больнице лечили пострадавших в радиационных авариях, случавшихся в те годы. Наблюдение таких пациентов позволило А.И. Воробьеву и его сотрудникам научиться определять дозу аварийного облучения с точностью до нескольких десятков рад и создать алгоритм ретроспективной реконструкции дозы облучения по клиническим признакам болезни. Эти исследования очень пригодились, когда произошла Чернобыльская авария. Доктор Воробьев возглавил медицинскую часть борьбы с последствиями Чернобыля. 200 пострадавших лечились в ведомственной больнице.

В 1991 году Андрей Иванович Воробьев стал первым министром здравоохранения новой России. Трудно себе представить на таком посту менее подходящего для бюрократической деятельности человека. Может быть, оттого и занимал он его недолго. Но успел он за этот срок очень много. В начале 90-х, когда разрушалось все хозяйство страны и целые отрасли были уничтожены, медицина сохранилась: ни один институт не был закрыт, ни одна больница не была приватизирована. Медицинскую помощь продолжали оказывать.

Самое главное, чего удалось добиться, – чтобы дорогостоящие виды медицинской помощи финансировались отдельной строкой в бюджете. 

Это спасло медицину от деградации и до наших дней поддерживает существование для населения бесплатной высококвалифицированной медицинской помощи.

После ухода с поста министра А.И. Воробьев вернулся к работе в Институте гематологии (ныне Гематологическом научном центре), с которой он формально и не уходил. Не переставал он и лечить больных. И никогда это не имело никакого коммерческого оттенка.
То, что происходило с нашей медициной, приводило его в возмущение:

Здравоохранение, как и вся культура страны, подверглось разгрому. Медицина стабильна, консервативна, поэтому все уничтожить не удалось, хотя прилагаются большие усилия ввести в ней мораль рынка. Это убийственная мораль.

Он пытался с этим бороться, как мог, до последнего…

Зав. кафедрой гематологии и трансфузиологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования доктор медицинских наук Евгений Александрович Никитин, на кафедре которого академик Воробьев состоял в должности профессора до последнего дня своей жизни, рассказывает, что Андрей Иванович занимал активную социальную позицию, в последние годы, уже прикованный к инвалидной коляске, все равно продолжал трудиться:

Его наследие огромно. В большинстве гематологических подразделений страны работают его ученики. Память о великом учителе живет в наших сердцах. Он говорил: "От того, как вы здесь работаете, зависит все в мире". Постараемся не подвести нашего учителя.

Президент России Владимир Владимирович Путин отметил огромный вклад академика А.И. Воробьева в развитие медицинской науки и выразил соболезнования в связи с его смертью:

Выдающийся ученый и замечательный врач, академик Воробьев посвятил себя служению людям, был безгранично предан своему призванию, профессиональному долгу. Неустанная исследовательская, наставническая, организаторская деятельность, огромный личный вклад в развитие медицинской науки и отечественного здравоохранения снискали ему высочайший авторитет и уважение.


Что успел сделать Андрей Иванович Воробьев 
В середине 60-х годов он впервые стал изучать генетические аспекты гемобластозов (опухолей системы крови), позже – молекулярно-биологические их особенности.


В конце 60-х годов ХХ века сформулировал правила опухолевой прогрессии для гемобластозов, позволяющие оптимизировать диагностику и лечение этих заболеваний.
 
В 1973 году предложил новую схему кроветворения, которая до настоящего времени является основной в мире, создал теорию смены клеточных пластов в онтогенезе.
 
В 70-е годы ХХ века впервые в России начал эффективное лечение острых лейкозов у детей и лимфогранулематоза с эффективностью не ниже 50% излечения (позже – выше 90%), впервые предложил профилактику метастазов в центральную нервную систему (нейролейкемии) путем введения в спиномозговой канал цитостатиков.
 
В начале двухтысячных разработал многокомпонентную схему агрессивной полихимиотерапии, позволяющую вылечивать до 90% некоторых видов лимфосарком и лимфогранулематоза.
 
В 60-70 годы разработал принципиально новые подходы к оценке полученных во время радиационных аварий доз облучения – биологическую дозиметрию – не имеющую аналогов в мире, оказывал помощь пострадавшим в радиационных авариях.
 
Разработал принципиально новые подходы к лечению сепсиса и септического шока с применением методов комплексной терапии синдрома внутрисосудистого свертывания крови.
 
Разработал и внедрил методы получения концентрата тромбоцитов для обеспечения больных, получающих цитостатическую терапию и после радиационных аварий.
 
Стоял у истоков трансплантации костного мозга в нашей стране.
 
Впервые научно обосновал и внедрил в практику терапию компонентами донорской крови, отказавшись от переливаний цельной крови.
 
Внедрил в службу крови страны обязательную карантинизацию донорской плазмы, что позволило избежать заражения ВИЧ-инфекций реципиентов, способствовал появлению в большинстве станций переливания крови страны многотонных холодильных камер для карантинизации.
 
На базе Гематологического научного центра создал препараты факторов свертывания VIII и IX для лечения больных гемофилией.
 
Стоял у истоков создания в Москве службы помощи больным гемофилией, включая введение факторов свертывания и проведения операции на пораженных суставах в условиях тяжелой коагулопатии.
 
Создал службу выездной экстренной гематологической помощи для больных с кровотечениями и другими коагулопатиями в г. Москве.
 
Стоял у истоков внедрения лечебного плазмафереза в практику здравоохранения.
 
Руководил оказанием помощи пострадавшим в Чернобыльской аварии, при его участии были созданы в Москве 3 центра оказания такой помощи – 6-я, 7-я и 15-я больницы.
 
Создал бригаду для оказания помощи пострадавшим при землетрясении в Армении, направил ее в Ереван и обеспечил трансфузиологическую помощь, что позволило спасти жизни, не производить ампутаций конечностей, не допускать развития тяжелых осложнений (острой почечной недостаточности) у сотен извлеченных из завалов. Эта же бригада была направлена для оказания помощи пострадавшим при пожаре в поездах под Уфой.
 
Играл ключевую роль при лечении руководителей нашего государства и зарубежных друзей страны: Ю.В. Андропова, К.У. Черненко, Б.Н. Ельцина, Х. Бумедьена, Хо Ши Мина и многих других.
 
Автор Руководства по гематологии (3 издания за 40 лет) – базовой книги отечественной гематологии.
 
Главный редактор справочников: Справочник практического врача, Справочник терапевта, Справочник лекарственных средств Формулярного комитета.
 
Первый министр здравоохранения Российской Федерации.
 
Впервые создал систему стандартизации в здравоохранении страны.
 
Ввел медицинское страхование в здравоохранение страны, процедуры лицензирования медицинской деятельности.
 
Стоял у истоков современной системы лекарственного обеспечения населения: в 1992 г. позволил аптекам получить статус юридического лица, начал формировать Перечень жизненно необходимых лекарств, возглавив в конце 90-х Формулярный комитет, впервые стал применять оценку медицинских технологий на основании доказанных клинических эффектов и клинико-экономических обоснований, ввел понятие орфанных (редкоприменяемых) лекарственных средств.
 
Подготовил базовый Указ президента страны о высокотехнологичных видах медицинский помощи, финансируемых отдельной строкой бюджета, что позволило сохранить все имеющиеся научные медицинские центры страны.
 
Принял и провел в жизнь решение о трансформации Академии медицинских наук СССР (АМН СССР) в Академию медицинских наук Российской Федерации (РАМН).
 
Создал на базе Центрального института переливания крови (ЦОЛИПК) Гематологический научный центр РАМН, состоящий из нескольких институтов – фундаментального, клинического и трансфузиологического.
 
Возглавлял кафедру гематологии и интенсивной терапии Центрального института усовершенствования врачей (ЦИУ(в), ЦОЛИУВ, РМАПО, РМАНПО) около 50 лет. Был автором многочисленных монографий и учебных пособий.
 
Возглавлял Московское городское научное общество терапевтов более 20 лет.
 
При подготовке статьи использованы материалы:
https://iz.ru/1024226/2020-06-16/putin-otmetil-vklad-andreia-vorobeva-v-otechestvennoe-zdravookhranenie 
https://yandex.ru/turbo/s/ng.ru/health/2020-06-23/8_7892_doctor.html 
https://ria.ru/20200615/1572971218.html 
https://www.change.org
 
Ещё по теме: https://niioz.ru/upload/iblock/861/861d4eb3aa2c962ebb70b2578e591fd7.pdf