Кафедра микробиологии была создана в 1931 г. Ученые, возглавлявшие кафедру микробиологии Центрального института усовершенствования врачей (в настоящее время Российская медицинская академия последипломного образования) в различные годы внесли существенный вклад в развитие отечественной микробиологии. Работы академика Л.А. Зильбера, основателя и первого заведующего кафедрой микробиологии, по теории иммунитета легли в основу производства ряда бактериальных препаратов (АД вакцины против чумы и брюшного тифа и др.). В 30-е годы Лев Александрович руководил экспедициями по подавлению вспышек чумы в Нагорном Карабах и оспы в Казахстане. Под руководством Л.А.Зильбера научная экспедиция 1937г впервые открыла возбудителя клещевого энцефалита этого тяжелого заболевания человека. Разработанная им теория развития некоторых форм онкологических заболеваний до настоящего времени не утратила своего значения. Работы профессора С.С. Речменского,руководивший кафедрой с 1942г. положили основу современной санитарной бактериологии. Его работы о фазах аэрозоля в воздухе до настоящего времени являются основополагающими в санитарной бактериологии воздуха. Принцип бактериоуловителя Речменского положен в основу некоторых современных приборов, позволяющих определять бактериальное загрязнение воздуха окружающей среды. С именем Зинаиды Виссарионовны Ермольевой (заведовала кафедрой микробиологии с 1952 по 1974 гг.) связано открытие отечественного пенициллина, интерферона и др. препаратов до сих пор, широко применяемых в медицине, создание современной школы антибиотикотерапии и начало производства антибиотиков в нашей стране.Зинаида Виссарионовна неоднократно руководила работой бактериологов при вспышках холеры в нашей стране и за рубежом. Принимала участие в становлении службы по борьбе с особо опасными инфекциями в нашей стране. Под руководством профессора Соболева В.Р. (заведовал кафедрой микробиологии с 1974 по 1990 гг.) кафедра, традиционно продолжая работать в области антибиотиков и антибиотикотерапии, активно включилась в учебно-методическую работу, проводимую в те годы. На кафедре регулярно проходили циклы повышения квалификации преподавателей микробиологии ВУЗов,ГИДУВов и ФУВов всей страны. На кафедре впервые была разработана и утверждена МЗ СССР унифицированная программа повышения квалификации бактериологов. По этой программе многие годы проходили повышение квалификации врачи бактериологи во всех институтах повышения квалификации. С 1990 года до 1998 года кафедрой руководил ученик З.В. Ермольевой академик Навашин С.М.Будучи врачом по образованию, С.М. Навашин всегда особое внимание уделял медико-биологическим исследованиям, связанным с разработкой фундаментальных и прикладных основ рациональной антибиотикотерапии. Под его руководством на кафедре продолжалась работа по изучению чувствительности микроорганизмов к антибиотикам, разрабатывались новые методы определения чувствительности и нормативные документы для определения чувствительности в практических бактериологических лабораториях, которые используются до настоящего времени.АКАДЕМИК РАН ЕРМОЛЬЕВА З.В. (1898 – 1974)
ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ И ПОДГОТОВКУ КАДРОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МИКРОБИОЛОГОВ – БАКТЕРИОЛОГОВ
Зинаида Виссарионовна родилась 24 октября 1898 г. на хуторе Фролово Донской губернии в семье донского казака. В 1916 году она поступила в Северо-Кавказский университет (Ростов-наДону) на медицинский факультет, где с третьего курса стала принимать участие в научных исследованиях, проводимых на кафедре микробиологии под руководством ученых, занимавшихся изучением холерных и холероподобных вибрионов. С тех пор эта одна из самых трудных и до сих пор актуальных проблем оставалась одним из главных направлений ее научной деятельности.
В тридцатые годы прошлого века, переехав в Москву, Зинаида Виссарионовна заинтересовалась влиянием бактериофагов и лизоцима на рост бактерий. З.В. Ермольева сумела соединить в одном препарате 19 видов бактериофагов, нейтрализующих возбудителей холеры, брюшного тифа и дифтерии. В лаборатории, которой руководила Зинаида Виссарионовна, стало развиваться новое направление в микробиологии – изучение взаимодействия микробов при совместном культивировании. В дальнейшем это привело к выявлению антибактериального действия микроскопических грибов на рост бактерий и открытию отечественного пенициллина - крустозина.
В 1935 году З.В. Ермольева стала доктором наук, а в 1939-м профессором.
Во время войны профессор З.В.Ермольева активно включилась в борьбу с инфекциями. В 1942 году она выехала на фронт. В разрушенном Сталинграде без регулярного электро- и водоснабжения ей удалось наладить массовое производство разработанного ею поливалентного бактериофага. Этот препарат ежедневно получали до 50 тысяч солдат и офицеров советской армии, что позволило предотвратить распространение холеры и брюшного тифа в войсках.
В 1942 году в лаборатории Всесоюзного института эпидемиологии и микробиологии З.В. Ермольева и ее сотрудники открыли активный продуцент пенициллина и выделили первый отечественный пенициллин — крустозин. Уже через год лаборатория начала готовить пенициллин для клинических испытаний. Работая практически круглосуточно в чрезвычайно трудных условиях военных лет, З. В. Ермольева и ее ученики получали, испытывали на активность, стерильность и безвредность новый препарат, который сразу отправляли в клиники.
В конце 1944 года З.В. Ермольева вместе Н.Н. Бурденко выехали на фронт, чтобы провести испытания пенициллина, произведенного в ее лаборатории. В боевых условиях советский пенициллин выдержал решающую проверку – отечественный пенициллин был успешно применен для предупреждения осложнений при тяжелых ранениях. Во время войны Зинаида Виссарионовна Ермольева получила ряд государственных наград и премий за достижения в области медицинских наук.
С 1945 года профессор З.В. Ермольева руководила институтом биологической профилактики инфекций, на базе которого в 1947 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт пенициллина (ныне Всесоюзный научно-исследовательский институто антибиотиков), в котором 3.В. Ермольева заведовала отделом экспериментальной терапии. Одновременно с 1952 года и до последнего дня жизни она возглавляла кафедру микробиологии и лабораторию новых антибиотиков и биологически активных веществ природного происхождения в Центральном институте усовершенствования врачей (ЦИУ) - в настоящее время Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, которой руководила до конца жизни.
Под руководством З.В. Ермольевой кафедра микробиологии стала ведущей в стране по подготовки врачей – бактериологов. На кафедре были разработаны новые программы циклов профессиональной переподготовки и усовершенствования врачей бактериологов, программы повышения квалификации для преподавателей кафедр микробиологии вузов и институтов усовершенствованию врачей.
З.В. Ермольева опубликовала 535 научных работ, в том числе, шести монографий. Основные ее работы посвящены изучению холеры, иммунитета, антибиотиков и биологически активных веществ природного происхождения. Зинаида Виссарионовна всегда стремилась к внедрению научных достижений в практическую медицину. В лаборатории при кафедре (совместно с другими институтами) были разработаны и исследованы интерферон и индукторы эндогенного интерферона. Предложены методы их медицинского применения. С 1961 года проводились работы по исследованию и созданию препарата продигиозана - стимулятора неспецифической резистентности организма, а с 1963 года в лаборатории проводились работы по созданию кристаллического лизоцима из белка куриного яйца. В дальнейшем (совместно с другими НИИ) было налажено промышленное производство лизоцима для внутримышечного и местного применения.
Результаты научных исследований сотрудников кафедры, проводимых под ее руководством, внедрялись в учебный процесс, что позволяло донести до практикующих врачей самую новую и актуальную информацию в области бактериологии. Для совершенствования профессиональной деятельности отработки и закрепления полученных знаний на кафедре была создана огромная коллекция микроорганизмов 3-4 групп патогенности. Слушатели получали практические задачи, имитирующие или патологический материал от больного, или материал, полученный из внешней среды. Особое внимание на кафедре уделялось разработке практических (симуляционных) заданий и контрольных задач для слушателей. В настоящее время на кафедре микробиологии не только поддерживаются традиции организации учебного процесса, заложенные Зинаидой Виссарионовной, но и разрабатываются и успешно внедряются современные технологии и методы обучения бактериологии.
З.В. Ермольева была одним из основателей журнала «Антибиотики» (в настоящее время – «Антибиотики и химиотерапия»), редактором которого она оставалась с 1956 года до последних дней.
В 1965 году профессор, член-корреспондент АМН З.В. Ермольева была избрана академиком АМН СССР, награждена орденом Трудового Красного Знамени.
В конце 60-х годов прошлого века при возникновении холеры на юге СССР Зинаида Виссарионовна совместно с сотрудниками кафедры выезжала в места, угрожаемые по холере, и участвовала в ликвидации вспышек этой инфекции. В 1970 году Зинаида Виссарионовна была награждена вторым орденом Ленина за участие в проведении противохолерных мероприятий.
Академик З.В. Ермольева создала крупную школу советской медицинской бактериохимии. Под ее руководством защищено почти 180 диссертаций, из них 34 докторских. Она была членом редколлегии международного журнала «J. of Antibiotics» (Токио), председателем Комитета по антибиотикам (1956), а затем Всесоюзной проблемной комиссии по антибиотикам; членом Антифашистского комитета советских женщин, членом Советского комитета защиты мира, Совета об дружбы с зарубежными странами.
Обучение на кафедре проводится по модульному типу на основе учебно-методического комплекса, включающего программу дополнительного профессионального образования по специальности «Бактериология». Проводится предварительный, текущий, промежуточный контроль знаний, итоговая аттестация в форме зачета/экзамена. В программе Дополнительного профессионального образования (ДПО) «Бактериология» представлены модули по основным разделам бактериологии в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к специалисту-бактериологу.
В учебном процессе широко используются ситуационные задачи, деловые игры, другие активные методы обучения.