Логотип РМАНПО

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования

российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

министерства здравоохранения
российской федерации

Логотип РМАНПО

ФГБОУ ДПО

Российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

Минздрава России

826

На заседании Ученого совета были раскрыты подробности новых проектов Академии

4 октября 2022 года в РМАНПО состоялось заседание Ученого совета, посвященное нескольким важным вопросам.

Первая из тем, вынесенных на повестку, а именно учреждение в Академии Института подготовки специалистов медицинского образования, была рассмотрена в докладе Залима Замировича Балкизова. Институт, создание которого анонсировал на прошлом заседании ректор РМАНПО академик РАН Дмитрий Алексеевич Сычев, должен стать центром обучения и повышения квалификации специалистов медицинского образования. Вместе с тем миссией этого проекта является совершенствование системы контроля качества медицинского образования и внедрение лучших практик в области медицинского образования и оценки. Соответственно, в структуре Института находится как Центр медицинского образования и педагогического мастерства, исследований в медицинском образовании, так и кафедра медицинской педагогики, философии и иностранных языков, отдел контроля качества и, кроме того, редакция журнала «Педагогика профессионального медицинского образования».

Залим Замирович выделил несколько направлений развития Института. Среди них – обучение преподавателей лучшим практикам в медицинском образовании, заключающим в себе, помимо оценки уровня компетентности на протяжении всего обучения, использование симуляционных технологий и дистанционных и электронных форматов в образовательном процессе, а также обучение менеджменту. Важной областью работы считается внедрение в преподавание методик, основанных на доказательствах: например, применение руководств по методам подготовки и оценки с доказанной эффективностью и подготовка систематических обзоров. Необходимо сосредоточиться и на развитии исследований в области медицинского образования, которому способствует обучение особенностям исследований в этой сфере, поиск их грантовой поддержки и помощь в публикации результатов проведенных работ. Другими векторами развития Института являются повышение квалификации специалистов в вопросах психолого-педагогической подготовки и создание системы оценки качества реализации образовательных программ. Разработке программы магистратуры по педагогике в медицинском образовании и формированию образовательных траекторий для замещения должностей профессорско-преподавательского и руководящего состава тоже будет уделено внимание. 

Докладчик отметил, что в ряду основных особенностей деятельности Института стоит проектная работа и помощь в разработке и реализации образовательных программ и средств оценки, во внедрении методик в образовательную практику. Также Залим Замирович сообщил, что публикационная активность в сфере образования будет учитываться, и особо подчеркнул, что при карьерном продвижении будут иметь значение освоенные образовательные программы Института. Еще одним механизмом вовлечения профессорско-преподавательского состава в деятельность Института является поощрение внедрения новых образовательных программ и технологий. В завершение доклада была представлена информация о штатном составе и численности Института.

С докладом, посвященным реализации проекта «Служба качества образования в РМАНПО», выступила д. м. н, профессор Лариса Ивановна Меньшикова, отметившая, что слаженная работа системы оценки качества образования влияет прежде всего на уровень профессионализма обучающихся. Актуальность этого вопроса и, соответственно, разработки проекта по контролю качества учебного процесса обусловлена тремя факторами: усилившейся конкуренцией на рынке образовательных услуг, повышением требований работодателей к уровню подготовки слушателей и распространенностью форм обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, что приводит к удешевлению образовательного процесса. Кроме того, наличие в организации внутренней системы контроля – это важнейший показатель при проведении аккредитационного мониторинга организаций, согласно официальным документам Министерства образования. Немаловажно, что Служба контроля качества образования, как было обозначено в первом докладе, входит в структуру Института подготовки специалистов медицинского образования, поэтому его учреждение исключительно значимо.

При работе над этим проектом нужно иметь в виду три пункта: во-первых, сильные и слабые стороны организации, во-вторых, цели организации и противодействующие их достижению факторы и, конечно, меры, которые будут способствовать реализации поставленных задач. Иллюстрируя этот подход, Лариса Ивановна привела результаты проведенного среди обучающихся опроса, который был посвящен оценке образовательной деятельности Академии. В число ее неоспоримых достоинств участники опроса включили работу кураторов циклов, взаимодействие лекторов со слушателями, комфортность обучения, доброжелательность и вежливость сотрудников кафедр, профессионализм преподавателей и практическую значимость пройденной программы. Существенным является и то, что абсолютное большинство респондентов (более 95%) заявили о готовности рекомендовать прохождение программ подготовки в РМАНПО своим коллегам, друзьям и знакомым. Для дальнейшего повышения качества организации учебного процесса были предложены шаги, направленные на обеспечение «наглядности» обучения, обратной связи с лектором при сохранении дистанционного формата, на актуализацию правовой и статистической информации, оценочных средств, а также на оптимизацию учебного расписания. Респонденты высказывают пожелания и по совершенствованию информационно-технологической стороны, например, говорят о необходимости организовать доступ к материалам цикла, в том числе к лекциям, после его окончания. В ряду предложений, кроме того, акцентирование внимания на взаимодействии с порталом НМО и подготовке к прохождению аккредитации врача, поскольку эти аспекты крайне важны, и модернизация механизма работы с документами.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» характеристика «качество образования» отражает не только соответствие процесса обучения установленным на государственном уровне нормам, но и потребностям заинтересованных в нем лиц. Следовательно, качество предоставляемого образования возможно оценить при помощи не только внешних, но и внутренних систем контроля. Использование ими адаптированной к специфике рассматриваемой области модели А. Донабедиана позволяет более полноценно изучить уровень образовательной организации, поскольку предполагает анализ трех категорий: качества структуры (ресурсной базы), качества педагогического процесса и качества результатов, при этом качество результатов выражается главным образом во всесторонней удовлетворенности учебным процессом. Приведенные данные объясняют необходимость разработки проекта «Служба качества образования в РМАНПО» и проливают свет на его задачи.

Представив паспорт проекта и приложения, содержащие информацию о его команде, сроках и этапах, Лариса Ивановна познакомила участников заседания с ожидаемыми результатами деятельности Службы качества. В их число в первую очередь входит повышение конкурентоспособности образовательных программ Академии и укрепление ее имиджа как высокоэффективной образовательной организации. Совершенствование профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава и увеличение доли кадров, соответствующих современным требованиям, актуализация содержания и оптимизация структуры программ ординатуры и дополнительного профессионального образования являются планируемыми следствиями реализации проекта. Формирование объективной оценки итоговой подготовки обучающихся, выработка стратегий мотивации слушателей к успешному освоению циклов ДПО, наращивание взаимодействия Академии с профильными предприятиями и организациями по вопросам совершенствования образовательного процесса и, очевидно, увеличение уровня удовлетворенности ординаторов, слушателей и работодателей образованием в РМАНПО также являются предполагаемыми эффектами деятельности Службы качества.

В заключение Лариса Ивановна отметила, что залогом продуктивности и Службы качества, и Института подготовки специалистов медицинского образования является вовлеченность в их создание и работу всех участников образовательной деятельности.