федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования

российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

министерства здравоохранения
российской федерации
Культура

19 февраля 2020

Институт методологии профессионального развития РМАНПО представляет новую художественную экспозицию

Михаил Горшунов
Необычная экспозиция открылась в Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. На выставочных площадках Института методологии профессионального развития свои фантастические работы представил замечательный художник, старший преподаватель МГХИ им. В.И. Сурикова, член правления Союза художников России Михаил Горшунов, которого по праву можно считать продолжателем сюрреалистической традиции в современной живописи.

Слово сюрреализм (франц. «сверхреальность») уже давно превратилось в общеупотребительное понятие, которым обозначают всё странно сочетаемое, удивительное, оторванное от реальности, фантастическое. В картинах Михаила Горшунова оживает мир бесконечный, возникший из желания пофантазировать, уйти от реальности, однако формы, в которых этот мир воплощается, остаются понятными и узнаваемыми. Художник приглашает зрителя к со-творчеству, дает возможность додумывать смыслы, зашифрованные в совмещении, казалось бы, несовместимых вещей. Что общего между хамелеоном и аркой, автомобилем и яблоком, попугаем и клоуном, между Вавилонской башней, черепом, ракушкой? Как взаимодействуют они внутри единого художественного пространства, насыщенного историческими реминисценциями? Какие ассоциации вызывают? Кто-то, возможно, вспомнит «протосюрреалиста» де Кирико с его символической «метафизичностью», застывшим и пугающим пространством, античными статуями и манекенами, а кто-то – творчество Марка Шагала, в живописи которого люди и вещи теряют чувство земного притяжения, парят в воздухе, да, скорее, и не в воздухе, а в некоем волшебном эфире, сами поэтически преображаясь.

Полотна Михаила Горшунова – это своеобразная поэма снов, переведенная на язык искусства, где главы даются «без концов», переходят друг в друга: в них переплетаются символы, предметы, события – то исчезают, то возникают снова, будто в полусне, оставляя зрителю чувство приобщеннности к высшей Тайне. И можно рассматривать эти картины бесконечно, каждый раз открывая для себя все новые и новые смыслы, свои смыслы.


Зав. музеем ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

Искусствовед Наталья Хмелева