Логотип РМАНПО

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования

российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

министерства здравоохранения
российской федерации

Логотип РМАНПО

ФГБОУ ДПО

Российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

Минздрава России

1 260

Фармакогеномика: от биобанкинга до принятия клинических решений. В РМАНПО состоялась Третья Российская зимняя Школа молодых ученых и врачей по фармакогенетике и персонализированной терапии

С 11 по 14 февраля 2020 года в ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России состоялась Третья Российская зимняя Школа молодых ученых и врачей по фармакогенетике, фармакогеномике и персонализированной терапии, организованная совместно с Обществом фармакогенетики, фармакокинетики и персонализированной терапии (ОФФПТ, фармакогенетика.рф) при поддержке European Society of Pharmacogenomics and Personalised Therapy (ESPT). Партнерами мероприятия выступили Ассоциация клинических фармакологов, Российское научное общество фармакологов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина.

Руководителем Школы является член-корреспондент РАН, д.м.н., профессор, ректор ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, заведующий кафедрой клинической фармакологии и терапии РМАНПО Дмитрий Алексеевич Сычев. Школа включена в перечень образовательных и воспитательных мероприятий для молодежи Минздрава России и зарегистрирована в системе НМО.

В работе зимней Школы приняли участие молодые ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Волгограда, Казани, Красноярска, Хабаровска, Новокузнецка, Томска и ещё более 10 городов России, а также гости из Республики Беларусь, Украины, Казахстана и Киргизии. Участниками школы стали 16 кандидатов медицинских наук, 4 доктора медицинских наук, 21 аспирант, 17 ординаторов, 17 студентов, а также врачи, научные сотрудники и преподаватели. Работы молодых ученых (19 тезисов) были опубликованы в рецензируемом журнале Фармакогенетика и Фармакогеномика (пятилетний импакт-фактор РИНЦ (2018) – 0,333).

На протяжении четырёх дней 98 участников, прошедшие конкурсный отбор, получили возможность общения с ведущими специалистами в области фармакогенетики и персонализированной терапии, участия в интерактивных лекция, семинарах и мастер-классах, а также представления результатов собственных исследований.

На открытии Школы с приветственным словом и напутствиями молодым ученым выступили ректор Академии, президент Общества фармакогенетики, фармакокинетики и персонализированной терапии, член-корреспондент РАН Д.А. Сычев, президент РМАНПО, академик РАН, д.м.н., профессор Л.К. Мошетова, проректор по научной работе и инновациям д.м.н. профессор М.Ю. Герасименко и проректор по международной работе академик РАН, д.м.н., профессор И.В. Поддубная. С приветственным письмом в адрес участников Школы обратился вице-президент Российской Академии Наук В.П. Чехонин

Персонализированная медицина является современным и наукоемким приоритетом развития системы здравоохранения России, что зафиксировано в Стратегии научно-технологического развития России. Это связано с прорывами в области геномики и перспективами для медицины, которые при этом открываются. Уже сейчас геномные технологии используются для диагностики, прогнозирования и персонализации ведения пациентов как с орфанными, так и распространёнными социально значимыми заболеваниями, что способствует повышению качества оказания медицинской помощи населению. Понимание этого привело к разработке Минздравом России Концепции предиктивной, персонализированной медицины. Безусловно, геномные технологии- технологии будущего. При этом наиболее близкой к клинической практике геномной технологией медицины является фармакогенетическое тестирование, позволяющее уже в настоящее время повысить эффективность и безопасность применения некоторых жизненно важных лекарственных препаратов, особенно у пациентов онкологическими, сердечно-сосудистыми, психическими заболеваниями.

Есть данные, что применение фармакогенетического тестирования в клинической практике может быть экономически оправданным, прежде всего за счет экономии средств на коррекцию нежелательных реакций. С этих позиций миссия Школы, заключающаяся в привлечении молодых ученых и врачей к изучению и имплементации в клиническую практику фармакогенетических подходов путем формирования соответствующих компетенций, представляется крайне актуальным для нашей страны.

Руководитель Школы Д.А. Сычев рассказал участникам об истории Академии и проведении прошлых Зимних Школ, осветил повестку следующих четырех образовательных дней и представил молодым ученым лекцию «Персонализированная фармакотерапия в РМАНПО: фармакогенетика и не только». Кроме того, в день открытия Школы участники смогли принять участие в дебатах, посвященным сравнению биобанков и биоресурсных коллекций в фармакогенетических исследованиях. Модераторами секции выступили д.м.н. А.О. Кибитов, зав. лабораторией молекулярной генетики НМИЦ ПН им. В.П. Сербского, к.м.н. К.Б. Мирзаев, с.н.с., зав. отделом персонализированной медицины НИИ МПМ РМАНПО, А. Муравьев, директор по развитию бизнеса компании «Qvadros-Bio». В завершение дня участники получили возможность посетить экскурсию в Московском Метрополитене и прогуляться по несравненным лабиринтам подземного города – крупнейшего, по своей сути, музея мира, который, является одним из старейших непрерывно функционирующих видов общественного транспорта столицы.

Второй день работы Школы, 12 февраля, начался с лекции приглашенного иностранного эксперта в области фармакогенетики, фармакогеномики и персонализированной медицине – Ноама Шомрона (Noam Shomron), выдающегося ученого (Индекс Хирша – 37), руководителя лаборатории функциональной геномики Медицинской школы Университета Тель-Авива, главного редактора журнала "Genetics Research" (Cambridge University Press Journal). Затем зам. генерального директора по научной работе АО «Генериум» Дмитрий Александрович Потеряев ознакомил участников с видами и методиками молекулярно-генетических исследований, как основы для применения биотехнологичных препаратов. Завершением дня стал интенсивный мастер-класс «Проведение мета-анализа: сделай сам», проведенный к.м.н., с.н.с. отдела персонализированной медицины НИИ МПМ РМАНПО Д.В. Иващенко, и м.н.с. отдела молекулярной медицины НИИ МПМ РМАНПО Ш.П. Абдуллаевым.

Третий день Школы, 13 февраля, начался с круглого стола по вопросам применения биоинформатики в фармакогенетических исследователях, организованного при поддержке НИУ Высшая школа экономики. Модератором секции выступила Мария Сергеевна Попцова, PhD, доцент, руководитель Лаборатории биоинформатики Факультета компьютерных наук «НИУ Высшая школа экономики».

Во второй половине образовательной программы участники под руководством директора Института методологии профессионального развития РМАНПО, д.м.н., профессора А.А. Стремоухова, приняли в форсайт-сессии «Образовательная программа для подготовки специалиста по персонализированной медицине: создаем с нуля». Участники разделились на несколько команд, каждая из которых последовательно обсуждала необходимые требования к абитуриенту образовательной программы, теоретическая и практическую базу образовательной программы для подготовки специалиста по персонализированной медицине, виды возможных стажировок за время обучения, ожидаемые функциональные полномочия специалиста по итогу прохождения образовательной программы, а также то должен ли быть специалист по персонализированной медицине лечащим врачом или врачом-консультантом. Форсайт-сессия сопровождалась активной дискуссией, и, подводя итоги, модераторы сформулировали и представили основные тезисы по теме. Третий день Школы завершился торжественным ужином.

14 февраля участники получили возможность освоить фундаментальные принципы и углубить свои знания в вопросах биостатистики: к.м.н., заведующий лабораторией молекулярной генетики МНПЦ Наркологии ДЗМ, доцент кафедры наркологии РМАНПО Застрожин М.С. провел мастер-класс «Введение в биостатистику. Основной набор инструментов для начинающего исследователя в области персонализированной медицины. Основы применения языка R». Завершающий день школы продолжили дебаты «Кто должен интерпретировать результаты фармакогенетического тестирования для принятия клинического решения?», проведенные к.м.н., зав. отделом персонализированной медицины НИИ МПМ РМАНПО К.Б. Мирзаевым и врачом-генетиком медицинской клиники «Атлас» А.О. Резником. Директор по стратегическому развитию и инновациям «Инвитро» Д.В. Фадин ознакомил молодых ученых с лабораторными подходами к фармакогенетическому тестированию, а врач-клинический и лабораторный генетик «Инвитро» О.С. Кокорина представила доклад «Фармакогенетические тесты, доступные сегодня».

На протяжении Школы молодым ученым была предоставлена возможность представить результаты своих научных работ и описание неординарных клинических случаев. Молодые ученые представили 24 доклада, 5 из которых были представлены на английском языке. В каждой из 4-х секций участники путем онлайн-голосования выбирали лучший доклад, и победители были удостоены наград – каждый получил возможность пройти комплексный генетический тест от клиники персонализированной медицины «Атлас». Победителем в секции докладов на английском языке стал Станислав Кононов (Курский государственный медицинский университет, г. Курск) с докладом “Comprehensive pharmacogenetic approach to rosuvastatin treatment of coronary artery disease patients”. Победителем в секции разбора клинических случаев стала Анастасия Блохина (ФГБУ «НМИЦ профилактической медицины» Минздрава России, г. Москва) с докладом «Персонализированный подход в терапии у пациента очень высокого сердечнососудистого риска: оценка варианта гена SLCO1B1». Победителями в секции докладов на русском языке стали Янина Тимашева (Институт биохимии и генетики Уфимского федерального исследовательского центра РАН, г. Уфа) с доклалом «Фармакогенетические вариации в трех российских популяциях: ассоциации с возрастом» и Илья Семеннов (ФБГОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, г. Нижний Новгород) с темой «Взаимосвязь носительства генетических полиморфизмов метионин синтазы (MTR) 2756 A>G и метионин синтазы редуктазы (MTRR) 66 A>G с шизофренией и ее симптомами среди жителей Нижегородской области». Специального приза была удостоена Елизавета Мельничук (г. Архангельск), победившая в номинации «Самый активный участник».

Кроме того, в первый день Школы участники были разделены на 11 команд, каждая из которых получила задание, заключающееся в анализе научной статьи. Результаты командного задания были представлены участниками в последний день Школы, и члены команды-победителя получили ценные призы.

По окончании основной образовательной и научной программы для всех участников Школы была открыта трибуна «Свободный микрофон», где каждый мог задать интересующие вопросы, поделиться своим мнением и впечатлениями о Третьей Российской зимней Школе молодых ученых и врачей по фармакогенетике и персонализированной терапии.

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования благодарит за поддержку мероприятия Общество фармакогенетики, фармакокинетики и персонализированной терапии, Ассоциацию Российских фармацевтических производителей, медицинскую компанию «Инвитро», АО «Генериум», ЗАО «Евроген», медицинский центр «Атлас»!
 Благодарим всех участников зимней Школы за активную работу! IV Зимняя Школа запланирована на февраль 2021 года.