Логотип РМАНПО

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования

российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

министерства здравоохранения
российской федерации

Логотип РМАНПО

ФГБОУ ДПО

Российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

Минздрава России

366

Современные терапевтические школы России: московская терапевтическая школа Д.Д. Плетнева - М.С. Вовси на базе РМАНПО

Помимо стремительного развития технологий, XXI век поставил человечество перед глобальными вызовами: сердечно-сосудистые заболевания, онкологические патологии, сахарный диабет, ожирение, принимающие масштабы эпидемий. Важным принципом современной медицины является ее профилактическая направленность и развитие терапевтических направлений.


Терапия всегда есть и будет основой всех медицинских наук, а терапевтические школы и сообщества играют важнейшую роль как в формировании клинического мышления врачей многих специальностей, так и в стратегическом развитии здравоохранения в целом.


На кафедре терапии и полиморбидной патологии имени академика М.С. Вовси РМАНПО сохранили и воссоздали историю о выдающихся ученых, которые внесли свой вклад в развитие медицины. Изучение истории призвано возродить забытое, напомнить об уцелевшем и призвать к его сохранению, воздать должное тем, кто в меру сил и возможностей в соответствии с духом времени творил благие дела во имя любви к людям. Открывая события далекого прошлого, мы открываем для себя имена целой плеяды ученых. Это были великие люди – ученые, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, которые внесли большой вклад в развитие отечественной и мировой медицины.

Об истории развития медицины и выдающихся ученых

История развития внутренней медицины начинается с возникновения у человека различных болезней, определяющих необходимость оказания соответствующей помощи больному. В течение длительного времени внутренняя медицина в основном была представлена терапией (термин — производное от греческого слова herapéia — уход, забота, лечение), с акцентом на лечение.


С начала XIX века в медицинскую практику прочно вошел термин «внутренние болезни», более широкий по смыслу и включающий в свое определение не только лечение, но и необходимость изучения причины, клинической картины болезней внутренних органов, их диагностику и профилактику. Этот этап в развитии медицины предопределил возникновение в последующем различных школ, характеризующихся общностью научных концепций, направленности исследований и принципов диагностики и терапии при наличии основателя школы и его учеников-последователей.


Основоположником медицины, на трудах которого училось не одно поколение врачей, считают Гиппократа. Великий клиницист в своей практике придерживался двух главных принципов: восприятие человека как «единого целого» и «не навреди». Одним из ярких последователей Гиппократа, свято соблюдавших его главные принципы, в истории отечественной медицины, является Матвей Яковлевич Мудров, который считал терапию «матерью» всей медицины. Благодаря ему в начале XIX века в России стали применять комплексный подход к лечению больного, уделять особое внимание ведению истории болезни.

Свой вклад в развитие терапевтических школ в Москве в первой половине XX века внес и продолжил научные традиции Г.А. Захарьина и яркий представитель отечественной медицины Дмитрий Дмитриевич Плетнев. Внедрение своих научных идей в клиническую практику, широта и величие его таланта как врача и педагога по праву позволяют считать Д.Д. Плетнева одним их ярких представителей отечественной медицины и основателем одной из Московских терапевтических школ.


Д.Д. Плетнев с момента основания Центрального института усовершенствования врачей — ЦИУВ (в настоящее время — РМАНПО) возглавил II терапевтическую кафедру и руководил ею до 1937 года.


Наследие выдающегося ученого, врача и педагога Д.Д. Плетнева оказало большое влияние на формирование клинического мышления многих поколений врачей. К научной клинической школе Д.Д. Плетнева относятся многие выдающиеся деятели медицины, среди которых восемь прямых учеников: М.С. Вовси, Б.А. Егоров, П.Е. Лукомский, В.Г. Попов, Л.П. Прессман, О.И. Сокольников, А.З. Чернов, И.С. Шницер.


М.С. Вовси — блестящий клиницист и великий ученый в 1936 году после защиты докторской диссертации был утвержден профессором и заведующим 2-ой, а затем 1-ой кафедры терапии ЦИУ. В течение почти 25 лет Мирон Семенович руководил этой кафедрой и одновременно был научным руководителем терапевтических отделений больницы им. С.П. Боткина (ГКБ им. С.П. Боткина).




Спустя многие годы в своем докладе, посвященном 25-летнему юбилею I кафедры терапии Центрального института усовершенствования врачей (ЦИУВ, в настоящее время — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации), М.С. Вовси именно Д.Д. Плетнёва назовет своим учителем.


В годы Великой Отечественной войны М.С. Вовси еще раз проявил качества блестящего организатора и крупного учёного, являясь главным терапевтов Красной (затем – Советской) Армии, назначенным по рекомендации Г.Ф. Ланга.


М.С. Вовси — автор около 60 научных работ, в том числе нескольких монографий, которые не утратили практического значения и в настоящее время: «Сывороточное лечение крупозной пневмонии» (1934), «Болезни почек» (1940), «Острый нефрит» (1946), «Болезни сердца и сосудов» (особенности возникновения, течения, предупреждения и лечения во время войны) (1952), «Нефриты» (особенности возникновения, течения, предупреждения и лечения) (1952), «Нефриты и нефрозы» (совместно с Г.Ф. Благманом; 1955), «Болезни системы мочеотделения» (1960), «Клинические лекции» (болезни сердца и сосудов) (1961). Эти труды отражают многообразие и актуальность проблем современной терапии, что свидетельствует о разносторонних научных интересах автора и богатстве его клинического опыта. Эти работы посвящены физиологии и патологии почек, легких, сердца, печени, обмена веществ.

М.С. Вовси — выдающийся педагог, на вооружении которого всегда были прогрессивные методы обучения. Он вложил много энергии, сил и умений в кропотливое и нелегкое дело подготовки высококвалифицированных терапевтов. Его ученики и сотрудники стали видными представителями современной терапии: Г.Ф. Благман, М.И. Шевлягина, И.С. Шнииер, Е.А. Александрова, Г.Н. Гастева, Н.И. Гилунова, Г.П. Кулаков, 3.Н. Прокофьева, Я.П. Цаленчук, В.Е. Фрадкина, А.Л. Шляхман и др. Под его руководством выполнено около 160 научных работ, подготовлено и защищено более 20 диссертаций, в том числе 6 докторских.
О кафедре терапии и полиморбидной патологии РМАНПО

Кафедра терапии и полиморбидной патологии имени академика М.С. Вовси – одна из самых молодых в Академии, и тем не менее у нее славная многолетняя история. Она создана решением Ученого совета РМАНПО от 22 октября 2019 года и продолжает курс образованной в ноябре 1953 года IV кафедры терапии Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУв), заведующим кафедры в то время являлся профессор А.А. Кириченко, на формирование у медицинского работника целостного подхода к ведению пациента, основанного на мультидисциплинарном взаимодействии, учете психофизиологических особенностей организма пациента, индивидуализации целей и схем лечения.



Для московской терапевтической школы, школы Д.Д. Плетнева, М.С. Вовси всегда было характерно следование основополагающему принципу медицины — лечить не болезнь, а больного. За последние годы в связи с увеличением продолжительности жизни возросло и количество пациентов, имеющих одновременно несколько заболеваний (полиморбидных пациентов), что делает неприемлемым использование традиционного болезнь-ориентированного подхода.

Полиморбидность – это настоящий вызов современной медицине. Мысль о создании кафедры родилась потому, что таких больных все больше и больше, но при этом не разработаны подходы к диагностике и лечению полиморбидного пациента, то есть при сочетании разных болезней у одного человека.

Зав. кафедрой, д.м.н., профессор 

Ольга Дмитриевна Остроумова 

В настоящее время современное развитие медицины диктует необходимость внедрения в клиническую практику пациент-ориентированного подхода, который учитывает не сумму хронических заболеваний у пациента, а индивидуальные особенности организма человека. Подготовка врачей нового поколения, ориентированных на принципы персонализированной медицины, является основной задачей кафедры.


Сегодня на кафедре разрабатываются новые образовательные программы и модули, необходимые в системе непрерывного профессионального образования. Инновационные подходы в обучении открывают широкие возможности для реализации новых образовательных и научных проектов.


Обучение ординаторов, аспирантов, врачей-терапевтов проводят высококвалифицированные преподаватели (сотрудники кафедры) – специалисты в области терапии, кардиологии, ревматологии, гастроэнтерологии, клинической фармакологии, гериатрии, функциональной диагностики на четырех клинических базах кафедры, в том числе в Городской клинической больнице имени С.П. Боткина ДЗМ и в НУЗ «Научный клинический центр ОАО РЖД».


Сотрудники кафедры терапии и полиморбидной патологии предлагают слушателям широкий спектр образовательных циклов и программ, в том числе уникальных, в соответствии с профилем кафедры:

  • Терапия и полиморбидная патология в практике врача клинической специальности (144 часа).

  • Терапия (144 часа).

  • Полиморбидная патология в клинической практике (36 часов).

  • Клинические рекомендации по заболеваниям сердечно-сосудистой системы и крови в практике врача первичного звена (36 часов).

  • Клинические рекомендации по ревматическим заболеваниям и болезням почек в практике врача первичного звена (36 часов).

  • Клинические рекомендации по заболеваниям органов дыхания и пищеварительной системы в практике врача первичного звена (36 часов).

  • Электрокардиография: дифференциальная диагностика заболеваний и состояний сердечно-сосудистой системы (36 часов).

  • Клиническая электрокардиография (72 часа).

  • Основы электрокардиографии в клинической практике (36 часов).

  • Трудный диагноз в кардиологии (36 часов).

  • Воспалительные заболевания сердца (36 часов).


Программы аккредитованы баллами НМФО и соответствуют профессиональному стандарту. Преимуществом является широкий контингент врачебных специальностей в каждом цикле (до 25), что позволяет врачам набирать баллы по разным специальностям при наличии у них нескольких сертификатов. В преподавании программ циклов основной акцент сделан на клинические разборы сложных в плане диагностики и лечения случаев.


Специалисты Академии готовы проконсультировать вас по всем вопросам индивидуального подбора программы, поступления на обучение, этапов прохождения обучения.


Название программы Вид и форма обучения Объем программы в часах Стоимость в рублях
Редкие заболевания сердечно-сосудистой системы в практике врача первичного звена: симбиоз клинических и генетических методов исследования

02.09.2024 - 28.09.2024
ПК, Заочная 36 8 000 Подать заявку
Терапия и полиморбидная патология в практике врача клинической специальности

11.09.2024 - 08.10.2024
ПК, Очная с применением ДОТ 144 52 000 Подать заявку
Диагностика и лечение воспалительных заболеваний сердца

16.09.2024 - 21.09.2024
ПК, Очная с применением ДОТ 36 13 000 Подать заявку
Терапия

25.09.2024 - 22.10.2024
ПК, Очная с применением ДОТ 144 52 000 Подать заявку
Редкие заболевания сердечно-сосудистой системы в практике врача первичного звена: симбиоз клинических и генетических методов исследования

01.10.2024 - 28.10.2024
ПК, Заочная 36 8 000 Подать заявку
Терапия и полиморбидная патология в практике врача клинической специальности

03.10.2024 - 30.10.2024
ПК, Очная с применением ДОТ 144 52 000 Подать заявку
Клиническая электрокардиография

07.10.2024 - 19.10.2024
ПК, Очная с применением ДОТ 72 26 000 Подать заявку
Особенности заболеваний внутренних органов в экстремальных условиях

14.10.2024 - 19.10.2024
ПК, Очная с применением ДОТ 36 13 000 Подать заявку
Редкие заболевания сердечно-сосудистой системы в практике врача первичного звена: симбиоз клинических и генетических методов исследования

05.11.2024 - 28.11.2024
ПК, Заочная 36 8 000 Подать заявку
Терапия

18.11.2024 - 14.12.2024
ПК, Очная с применением ДОТ 144 52 000 Подать заявку
Редкие заболевания сердечно-сосудистой системы в практике врача первичного звена: симбиоз клинических и генетических методов исследования

02.12.2024 - 12.12.2024
ПК, Заочная 36 8 000 Подать заявку