Логотип РМАНПО

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования

российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

министерства здравоохранения
российской федерации

Логотип РМАНПО

ФГБОУ ДПО

Российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

Минздрава России

1 044

Кафедре педиатрии ИГМАПО – 40 лет
Кафедра педиатрии ИГМАПО – филиала РМАНПО, отмечающая в этом году свой 40-летний юбилей, сегодня известна во всем медицинском мире – и в российском, и в международном врачебном сообществе. Здесь начинали свой путь к лечению детских болезней тысячи иркутских врачей – и здесь же проводятся научные исследования, заметно повлиявшие на всю отечественную детскую кардиологию.

На кафедре в разные годы с момента ее основания работали такие высококвалифицированные преподаватели и клиницисты, как кандидаты медицинских наук Л.А. Кузьмина, В.А. Патрушев, А.С. Чернышева, Л.С. Потехина, В.А. Коряков, А.В. Хасанова, Т.Г. Кондратьева, В.М. Субботин. В 2018 году произошло слияние кафедры педиатрии с кафедрой неотложной педиатрии, которую возглавлял профессор Г.В. Гвак. Таким образом, сегодня на кафедре обучаются врачи по трем направлениям подготовки: педиатрии, неотложной педиатрии и детской кардиологии (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, ординатура).

Кафедра педиатрии ИГИУВа (так ранее называлась Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования) была создана в 1982 году для обучения врачей-педиатров и детских пульмонологов. Первой ее заведующей стала профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ Л.Е. Кузьмина. С 1993 года кафедрой заведует доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России Людмила Владимировна Брегель.

Изначально кафедра работала на базе инфекционной и железнодорожной больниц. С 1993 года кафедра «переехала» в областную детскую клиническую больницу – сегодня это ведущее для всего региона детское многопрофильное медицинское учреждение третьего уровня, которое фактически представляет собой классический университетский госпиталь и является основной клинической базой кафедры педиатрии. В данной больнице трудится большая часть состава кафедры.

С 1996 года по настоящее время на кафедре прошли обучение 4158 врачей, из них на бюджетном обучении находились 3962, на хозрасчетном – 896. Профессиональную переподготовку прошли 89 врачей, в том числе 35 – по детской кардиологи и 47 – по неонатологии (до 2015 года обучение неонатологов проходило на кафедре педиатрии), 4 – по анестезиологии и реаниматологии и 3 – по педиатрии (профессиональная переподготовка по педиатрии введена Минздравом России с 2018 года). Стажировки по различным педиатрическим направлениям на кафедре прошли 39 врачей. Кафедра активно занимается обучением врачей в ординатуре (с 1998 года обучение по педиатрии прошли 58 ординаторов, по неонатологии – 16 ординаторов). В интернатуре подготовлено 37 специалистов.

На протяжении многих лет кафедра педиатрии активно сотрудничает с детской службой Минздрава Иркутской области. Преподаватели кафедры являются постоянными экспертами при анализе случаев младенческой смертности в области, помогая разрабатывать программы по ее снижению. В 1998 году сотрудниками кафедры и Министерства здравоохранения Иркутской области (В.М. Субботиным, Т.В. Бойко, Л.В. Брегель и др.) была разработана, опубликована в «Российском вестнике педиатрии и перинатологии» и утверждена администрацией региона первая программа информатизации здравоохранения Иркутской области. С 1998 по 2004 год сотрудниками кафедры и детской службы областного Минздрава была разработана программа развития высокотехнологичных видов медицинской помощи для здравоохранения Иркутской области, благодаря которой было произведено полное поэтапное переоснащение кардиохирургического центра Иркутской областной клинической больницы и в 2008 году впервые открыто детское кардиохирургическое отделение.

Кафедра педиатрии ИГМАПО является ведущей кафедрой повышения квалификации врачей-педиатров и врачей-детских кардиологов в Иркутской области. В учебно-лабораторном корпусе ИГМАПО и областной детской клинической больнице силами кафедры оборудовано два компьютерных класса: один с сетью стационарных машин, второй – с компьютерной сетью ноутбуков. Естественно, все они подключены к сети Интернет. В одном из этих классов имеется демонстрационный ТВ-экран, а во втором – телевизор с функцией Smart-TV и встроенной возможностью видеосвязи по Skype. Идея создания компьютерных классов и ее техническое воплощение, а также первое в Иркутской области внедрение абсолютно новаторских для того времени телемедицинских технологий принадлежат ассистенту В.М. Субботину, работавшему на кафедре с 1993 по 2018 год, и продолжающему работу в настоящее время старшему лаборанту кафедры С.Н. Федотову.

Дело не просто в компьютерах на столах – речь идет об инновационном учебном процессе. Эти классы начинали работать более пятнадцати лет назад, когда Интернет еще не успел превратиться в повсеместное явление, так что многие врачи – слушатели курсов повышения квалификации тех лет, приходя сюда, заодно учились поиску медицинской информации и ее достоверных источников в мировой Сети. Компьютеры являются для них и незаменимым средством для визуализации информации, получаемой во время семинаров, и инструментом для проверочных работ и тестирования, а также для самостоятельного обучения.

Действительно, сотрудниками кафедры при содействии специалистов кафедры информатики ИГМАПО разработано множество учебных модулей, каждый из которых раскрывает определенную тему, представляя собой «умный обучающий фильм с тестами». Содержащаяся в нем информация разбита на несколько этапов, завершающихся тестовыми заданиями, так, что перейти к следующему этапу обучения можно, только ответив на вопросы из предыдущего. Учебный цикл на кафедре педиатрии включает в себя обязательное прохождение от двадцати (на циклах повышения квалификации) до тридцати (на циклах профпереподготовки и в ординатуре) таких модулей. Работа с подобным учебным модулем – это полноценное практическое занятие.

Нужно отметить, что социологи, занимавшиеся оценкой эффективности различных видов педагогической деятельности, пришли к выводу, что через несколько месяцев после пассивного прослушивания даже самой блестящей лекции в голове у слушателя сохраняется лишь около 20% от полученной информации, а у любого практического занятия, будь то семинар, самостоятельная работа с больными или усвоение учебного модуля, этот уровень длительного запоминания составляет 30-50%. Но больше всего информации – порядка 70-80% – надолго остается с человеком, если он осваивал ее как преподаватель, то есть сначала изучал ее сам, а затем доносил до аудитории в виде лекции или доклада. Именно поэтому каждый врач – слушатель цикла повышения квалификации в ходе обучения на кафедре должен подготовить хотя бы одну видеопрезентацию на основе реального клинического случая. При этом ставится задача научить врача не только правильно, на современном уровне лечить пациентов, но и эффективно делиться полученной информацией со своими коллегами внутри врачебного коллектива. Как показывает практика, это значительно активизирует работу всего лечебного учреждения. Ординаторы, проходящие обучение на кафедре, готовят видеодоклады по сложным клиническим ситуациям и проводят такие обсуждения многократно за период обучения, в виде обучающих семинаров под руководством преподавателей кафедры.

Кроме того, на кафедре широко используются и такие методы обучения, как участие во врачебных консилиумах и клинических обходах пациентов. Также обучающиеся постоянно работают в отделениях с врачами-коллегами, совместно обсуждая сложные клинические ситуации, разбирают все ургентные сложные клинические ситуации «в режиме реального времени». Приглашаются обучающиеся и на различные научно-практические конференции, в которых постоянно принимают участие сотрудники кафедры.

У кафедры педиатрии, как и у всякой другой кафедры ИГМАПО, есть свои темы научно-исследовательской работы (НИР). Так, в последние пять лет главной темой НИР для нее являются болезни миокарда и коронарных артерий у детей. Фактически, она, как и предыдущие пятилетние НИР, стала продолжением основной научной работы кафедры: с 1994 года ее сотрудники активно изучают болезнь Кавасаки у детей. Эта болезнь начинается как острые детские фебрильные экзантемы (инфекционные заболевания детей раннего возраста, протекающие с лихорадкой и кожными высыпаниями), однако в 20-25% случаев она сопровождается поражением коронарных артерий и сердечной мышцы – миокарда. Может быть причиной сердечных аритмий, инфаркта миокарда и других кардиологических заболеваний.

До начала данной работы по всей России было зафиксировано лишь 4 единичных случая данной болезни, хотя во всем остальном мире ее еще с конца прошлого столетия считают главной причиной приобретенных заболеваний сердца у детей. С 1990-х болезнь Кавасаки заменила в этом качестве ревматизм, с последствиями которого ранее были связаны детские приобретенные сердечные заболевания, а в результате данного долговременного и масштабного исследования болезни Кавасаки в России удалось показать российским коллегам, что это не какая-то уникальная патология, а очень серьезная кардиологическая проблема для всего подрастающего поколения.

Исследование сопровождалось многочисленными выступлениями сотрудников кафедры педиатрии ИГМАПО на различных научных конференциях, симпозиумах и конгрессах, в том числе общероссийских и международных. Так, в 2010 году сам открывший эту болезнь профессор Т. Кавасаки и его знаменитые коллеги – профессор Х. Янагава и профессор А. Судзуки – приезжали в Иркутск для совместного с кафедрой проведения большой научно-практической конференции. В ней приняли участие и московские коллеги, так как это был единственный визит в Россию всемирно известного японского ученого. Год спустя кафедра педиатрии проводила аналогичную конференцию с участием представителя Университета Сан-Диего из США Джейн Бернс, являющейся одним из самых известных исследователей проблемы болезни Кавасаки в этой стране. 

По теме болезни Кавасаки на кафедре педиатрии защищены 1 докторская и 6 кандидатских диссертаций, а всего сотрудниками кафедры за годы ее существования защищены 3 докторских и 9 кандидатских диссертаций. На кафедре трудятся два доктора и десять кандидатов медицинских наук, один профессор и четыре доцента, три главных детских внештатных специалиста Минздрава Иркутской области, один главный внештатный специалист Сибирского федерального округа, два отличника здравоохранения, один заслуженный работник здравоохранения РФ, один заслуженный врач и заслуженный деятель науки и здравоохранения Иркутской области, два заместителя главных врачей ведущих детских клиник области, два руководителя профильных педиатрических центров области (кардиологического и диализного), два заведующих отделениями областной детской клинической больницы г. Иркутска.

Полный список сотрудников кафедры педиатрии сегодня выглядит так:

Заведующий кафедрой: 
Брегель Людмила Владимировна – д.м.н., профессор, заслуженный врач Российской Федерации, заслуженный работник науки и высшей школы Иркутской области, главный внештатный детский специалист-эксперт Министерства здравоохранения Иркутской области по ревматологии и детской кардиологии, руководитель кардиологического центра ГБУЗ ИГОДКБ, сертификаты специалиста и высшие квалификационные категории по специальностям «Педиатрия», «Детская кардиология», «Ревматология». 

Преподаватели кафедры педиатрии ИГМАПО:
Бойко Татьяна Васильевна – к.м.н., доцент, «Отличник здравоохранения», «Ветеран труда». «Почетный член АДВИО». Сертификаты специалиста по специальностям «Педиатрия», «Гастроэнтерология», «Организация здравоохранения и общественное здоровье», высшая квалификационная категория по специальности «Педиатрия», куратор циклов.

Голенецкая Елена Сергеевна – к.м.н., доцент, врач консультативной поликлиники ГБУЗ ИГОДКБ, заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации, сертификаты специалиста по специальностям «Педиатрия», «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Неонатология» и высшие квалификационные категории по специальностям «Педиатрия» и «Организация здравоохранения и общественное здоровье». 

Толстикова Татьяна Вячеславовна – к.м.н., доцент, врач–детский кардиолог консультативной поликлиники ГБУЗ ИГОДКБ, сертификаты специалиста по специальностям «Педиатрия», «Детская кардиология», «Ревматология», высшая квалификационная категория по специальности «Детская кардиология», куратор циклов.

Альбот Вадим Владимирович – к.м.н., зам. главного врача и зав. детским диализным центром ГБУЗ ИГОДКБ, главный внештатный детский специалист–эксперт Министерства здравоохранения Иркутской области по детской нефрологии и диализу, «Отличник здравоохранения», лауреат премии Губернатора Иркутской области медицинским работникам на звание «Лучший по профессии» (2010), сертификаты специалиста по специальностям «Педиатрия», «Анестезиология и реанимация», «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Нефрология», высшие квалификационные категории по специальностям «Педиатрия» и «Нефрология». 

Матюнова Алла Егоровна – к.м.н., зав. кардиологическим отделением ГБУЗ ИГОДКБ, лауреат премии Губернатора Иркутской области медицинским работникам на звание «Лучший по профессии» (2012), сертификаты специалиста и высшие квалификационные категории по специальностям «Педиатрия», «Детская кардиология», «Ревматология». 

Павлова Татьяна Борисовна – к.м.н., врач консультативной поликлиники ГБУЗ ИГОДКБ, лауреат премии Губернатора Иркутской области медицинским работникам на звание «Лучший по профессии» (2013), главный внештатный детский специалист–эксперт Министерства здравоохранения Иркутской области по детской аллергологии-иммунологии, сертификаты специалиста по специальностям «Педиатрия», «Аллергология и иммунология», «Пульмонология», высшая квалификационная категория по специальности «Аллергология и иммунология». 

Ефремова Олеся Станиславовна – врач кардиологического отделения ГБУЗ ИГОДКБ, сертификаты специалиста по специальностям «Педиатрия», «Детская кардиология», «Ревматология». 

Баракин Александр Олегович – зав. отделением ультразвуковой диагностики ГБУЗ ИГОДКБ, обладатель сертификата специалиста и высшей квалификационной категории по специальности «Ультразвуковая диагностика», эксперт рабочей группы Министерства здравоохранения Иркутской области по ТЗ по разделу ультразвуковой диагностики. Награжден благодарностью мэра г. Иркутска (2018).

Ионушене Светлана Владимировна – к.м.н., врач анестезиолог-реаниматолог отделения реанимации новорожденных ОГБУЗ «ИГПЦ», сертификат специалиста и высшая квалификационная категория по специальности «Анестезиология-реаниматология», главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Российской Федерации по неонатологии в Сибирском федеральном округе.

Бахарева Юлия Александровна – д.м.н., доцент, врач анестезиолог-реаниматолог ГБУЗ ИОКБ, заведующая Дистанционным консультативным центром анестезиологии-реаниматологии, сертификат специалиста и высшая квалификационная категория по специальности «Анестезиология-реаниматология».

Белькова Татьяна Юрьевна – к.м.н., заместитель главного врача по лечебной работе ОГАУЗ Ивано-Матренинская ДКБ, внештатный врач-эксперт страховой компании «СОГАЗ», сертификаты специалиста по специальностям «Педиатрия», «Токсикология», «Клиническая фармакология», «Организация здравоохранения» и высшие квалификационные категории по специальностям «Педиатрия», «Токсикология» и «Организация здравоохранения». 

Князева Наталья Александровна – врач анестезиолог-реаниматолог отделения интенсивной терапии и реанимации ГБУЗ ИГОДКБ, сертификаты специалиста по специальностям «Педиатрия» и «Анестезиология-реаниматология».

Ковальчук Дмитрий Анатольевич – врач анестезиолог-реаниматолог отделения интенсивной терапии и реанимации ГБУЗ ИГОДКБ, сертификат специалиста и высшая квалификационная категория по специальности «Анестезиология-реаниматология». 
Все эти многочисленные звания и степени свидетельствуют не только о тысячах детей, которым спасли жизнь или вернули здоровье, но и об огромной работе по передаче врачебного опыта следующим поколениям медицинских работников. 

Коллектив Академии желает кафедре дальнейшего процветания и успехов в деле подготовки профессиональных кадров!