Кафедра медицинской педагогики, философии и иностранных языков
Заведующий кафедрой
Доктор педагогических наук, доцент
Шестак Надежда Владимировна
Заведующий учебной частью
Кандидат социологических наук
Крутий Ирина Андреевна
125445, г. Москва, ул. Беломоpская, 19/38,
Учебно-лабораторный корпус Академии, 5 этаж, комнаты №№ 501-507
+7 (499) 458-62-20
+7 (499) 458-92-91
ФИО
| Ученая степень
| Ученое звание
| Должность
|
ШЕСТАК Надежда Владимировна
| доктор педагогических наук
| доцент
| заведующий кафедрой
|
Работает в академии с 1976 года. Была принята на должность ассистента кафедры медицинской педагогики и оптимизации учебного процесса. Занималась вопросами внедрения технических средств обучения в учебный процесс институтов усовершенствования врачей. С 1979 года исполняла обязанности заведующего учебной частью кафедры. Принимала участие в международных циклах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава Пражского и Гаванского институтов усовершенствования врачей. После защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук прошла по конкурсу на должность доцента. С 2003 года руководит кафедрой. В 2010 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Технологическое обеспечение системы дополнительного образования в здравоохранении»по специальности 13.00.08. Автор 106 печатных работ, в том числе 8 монографий, посвященных вопросам развития и совершенствования дополнительного медицинского образования. Награждена орденом «Знак почета». Лауреат конкурса на лучшую научную книгу 2007 года (Фонд развития отечественного образования). Общий стаж - с 1974 г.; стаж по специальности - с 1977 г. Повышение квалификации: 2009 – Система менеджмента качества вуза (36 ч.) 2010 – Дистанционные образовательные технологии (72 ч.)
|
ЛЯМЗИН Михаил Алексеевич
| доктор педагогических наук
| профессор
| профессор
|
Аккредитованный эксперт в области проведения государственной аккредитации образовательных и научных организаций. Сфера научных интересов и педагогической деятельности: педагогика и психология высшей школы; теория обучения в вузе; методика преподавания в высшей школе; методология, теория и практика научных педагогических исследований.
Автор более 100 научных и учебно-методических публикаций. Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования за 2004 г. Общий стаж - с 1977 г.; стаж по специальности - с 1988 г. Повышение квалификации: 2012 - Профилактика асоциального поведения обучающихся и защита несовершеннолетних от жестокого обращения и насилия (72 ч.); 2013 - Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение управления в образовании (72 ч.).
|
МАСЛИН Михаил Александрович
| доктор философских наук
| профессор
| профессор
|
Сфера научных интересов и педагогической деятельности: история русской философии, история русской духовной культуры, теоретическое россиеведение. М.А.Маслин опубликовал более 80 научных работ. Руководитель авторского коллектива словаря-справочника "Русская философия", включающего статьи об основных персоналиях, течениях, понятиях, главнейших сочинениях русских философов с XI в. до XX в. Общий стаж - с 1973 г.; стаж по специальности - с 1973 г. Повышение квалификации: стажировка в США.
|
МЕЩЕРЯКОВА Мария Алексанровна
| доктор педагогических наук
| профессор
| профессор
|
Сфера научных интересов и педагогической деятельности: управление качеством профессиональной подготовкиврачей, компетентностный подход в системе непрерывного медицинского образования, педагогический контроль в системе управления качеством подготовки медицинских кадров. М.А.Мещерякова – автор более 100 научных и учебно-методических работ в области педагогики высшей медицинской школы. Общий стаж - с 1974 г.; стаж по специальности - с 1974 г.. Повышение квалификации: 2006 - "Преподаватель высшей школы" - дополнительное к высшему образованию.
|
Осетрова Ольга Вениаминовна | доктор педагогических наук
| доцент | профессор |
КРУТИЙ Ирина Андреевна
| кандидат социологических наук
|
| доцент
|
Сфера научных интересов и педагогической деятельности: информационно-коммуникативные образовательные технологии, дистанционное обучение в системе непрерывного медицинского образования, симуляционное обучение. Стаж по специальности - с 1997 г. Опыт работы: организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области социологии, образования, психологии и управления; организация мониторинговых проектов и проведение исследований в области технологии онлайн обучения, разработки образовательных программ; проведение российский конфренций, и международных семинаров, круглыз столов, вебинаров; оценка и экспертиза дистанционных программ и образовательных проектов. Автор более 55 публикаций.
|
АСТАНИНА Светлана Юрьевна
| кандидат педагогических наук
| доцент
| доцент
|
Сфера научных интересов и педагогической деятельности: методическое обеспечение учебного процесса в системе непрерывного медицинского образования. Автор более 70 научных и учебно-методических работ. Общий стаж - с 1981 г.; стаж по специальности - с 1981 г. Повышение квалификации: 2008 - Дистанционные образовательные технологии (72 ч.).
|
СТАРОСТЕНКОВА Татьяна Анатольевна
| кандидат психологических наук
| доцент
| доцент
|
Сфера научных интересов и педагогической деятельности: профессиология и образование. Автор 28 научных работ, из них 7 учебных пособий. Общий стаж - с 1981 г.; стаж по специальности - с 1998 г. Повышение квалификации: 2014 – Психотерапия и актуальные вопросы медицинской психологии (144 ч.).
|
МАЗУРКЕВИЧ Тамара Львовна
| кандидат философских наук
| доцент
| доцент
|
Сфера научных интересов и педагогической деятельности: Философия познания. Специфика медицинского познания. Т.Л.Мазуркевич опубликовала более 60 научных и учебно-методических работ. Общий стаж - с 1964 г.; стаж по специальности - с 1975 г. Повышение квалификации: 2011 – Современные технологии обучения в дополнительном медицинском образовании (72 ч.).
|
БЕХАЛОВА Елена Васильевна
|
|
| старший преподаватель
|
Высококвалифицированный преподаватель, стаж работы в академии с 1975 г. За время работы на кафедре неоднократно повышала квалификацию на ФПК МГПИЯ, а также проходила стажировку в Эссекском университете (Великобритания) по специальной программе « Английский язык для медиков». Выезжала в Женеву (Швейцария) для работы в ВОЗ в качестве переводчика. Прошла курс повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на кафедре медицинской педагогики и философии. Принимала активное участие в создании учебника по английскому языку, является автором учебно-методических пособий по английскому языку по различным медицинским специальностям. Имеет звание «Ветеран труда» и Медаль «В память 850-летия Москвы».
|
КРАДЕЦКАЯ Алла Глебовна
|
|
| старший преподаватель
|
Работает в академии с 1969 г. Высококвалифицированный преподаватель английского языка с большим опытом работы. Неоднократно повышала квалификацию на ФПК МГПИЯ, а также проходила стажировку в Эссекском университете (Великобритания) по специальной программе « Английский язык для медиков». Неоднократно выезжала в Женеву (Швейцария) для работы в ВОЗ в качестве переводчика. Прошла курс повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на кафедре медицинской педагогики и философии. Является соавтором рабочей и факультативной программ подготовки аспирантов по иностранному языку (2012 г.). Принимала активное участие в написании учебника по английскому языку для врачей, является автором учебно-методических пособий по английскому языку по различным медицинским специальностям. Награждена медалями «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы».
|
СИНЯЕВА Августа Николаевна
|
|
| старший преподаватель
|
Стаж работы на кафедре с 1965 г. Имеет высокую квалификацию и большой опыт преподавания французского языка. За время работы повышала квалификацию на ФПК МГПИЯ. 4 раза была командирована за рубеж (Алжир, Конго, Гвинея, Бурунди) в качестве переводчика французского языка для работы с врачами. Прошла курс повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на кафедре медицинской педагогики и философии. Является соавтором учебника по французскому языку для врачей и автором учебных пособий по французскому языку для медиков. Принимала участие в написании рабочей и факультативной программ подготовки аспирантов по иностранному языку (2012г.). Награждена медалями «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы».
|
Молчанов Александр Сергеевич
| кандидат психологических наук
| доцент
| доцент
|
Преподаваемые дисциплины:
Педагогическая психология высшей медицинской школы Наименование направления подготовки и (или) специальности: Педагогика, психология Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке:
Управление качеством учебного процесса, 2017, Москва, ФГБОУ МГМСУ МЗ РФ Certificate of Attendance The 14Th International Scientific Conference on Transformation Processes in @Sport @ Spors Performance@ Общий стаж работы Со 2 августа 1976 г. (41 год 3 месяца) Стаж работы по специальности и педагогический (с какого года, датой)
Со 2 августа 1976 г. (41 год 3 месяца)
|
В феврале 1970 года по инициативе проректора по учебной работе Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (c 1994 – РМАПО) д.м.н., профессора Михаила Владимировича Муравьева, приказом Минздрава СССР была организована кафедра медицинской педагогики и оптимизации учебного процесса, которая в настоящее время называется кафедрой медицинской педагогики и философии. Перед кафедрой стояла главная цель — повышение квалификации профессорско-преподавательского состава системы усовершенствования врачей в области педагогики.
Заведующим кафедрой стал профессор М.В. Муравьев, а первым сотрудником - д.м.н., профессор И.М. Фейгенберг. Несколько позже на кафедру пришли д.м.н., профессор С.М. Багдасарьян (до этого работавший директором Всесоюзного НИИ медицинской информации) и к.м.н., доцент С.В. Павлова. Все преподаватели кафедры прошли двухгодичное обучение на факультете «Новые методы и средства обучения» при Политехническом музее (Общество «Знание»), где лекции читали такие известные специалисты в области педагогики и педагогической психологии, как С.И. Архангельский, Н.А. Талызина, Т.А. Ильина, И.И. Тихонов и другие.
Коллективом кафедры были разработаны программы повышения квалификации преподавателей институтов усовершенствования врачей и учебные планы циклов «Дидактика последипломного образования» для разного контингента слушателей: ассистентов кафедр, доцентов и профессоров, заведующих кафедрами ГИДУВ'ов и ФУВ'ов; подготовлено учебно-методическое обеспечение циклов «Методика преподавания терапии», «Методика преподавания педиатрии» и «Методика преподавания хирургии. Программы содержали разделы «Введение в дидактику высшей школы», «Психолого-педагогические вопросы обучения», «Научно-медицинская информация», «История медицины», «Медицинская статистика» и другие.
С приходом на кафедру к.т.н., доцента И.И. Мухортова был освоен новый курс «Технические средства обучения». В это же время был создан кабинет технических средств, оборудованный классом автоматизированного контроля и техническими средствами визуальной информации. Направления дальнейшего развития кафедры определялись участием кафедры в многолетней теме «Научные основы усовершенствования врачей», утвержденной Минздравом СССР.
Позже на кафедру пришли новые сотрудники: ассистент Н.В. Шестак , доцент М.С. Розанов, доцент И.Г. Ершова, проф. И.Г. Климкович, доцент Л.В. Путляева, доцент Б.В. Володин. В 1991 году кафедра была переименована в кафедру технологии последипломного обучения.
Большой вклад в развитие кафедры внесла д.м.н., профессор И.Г.Климкович, которая одна из первых в стране подняла вопросы профессиональной компетентности в медицине, внедрения модульного обучения, постановки учебных целей и др.
С 2012 года в связи с расширением педагогических и научных функций кафедра была переименована в кафедру медицинской педагогики и философии. В настоящее время на кафедре работают 4 доктора наук и 6 кандидатов наук. Основными направлениями работы кафедры являются: повышение квалификации профессорско-преподавательского состава РМАПО, институтов и факультетов усовершенствования врачей; подготовка аспирантов РМАПО по дисциплинам «История и философия науки» и «Педагогика и психология высшей школы». За годы работы кафедры прошли обучение более 13 тысяч курсантов.
Кафедра медицинской педагогики и философии ежегодно проводит 8-9 циклов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и 4 цикла по образовательным программам аспирантуры:
1. История и философия науки для аспирантов РМАПО.
2. Педагогика и психология высшей школы для аспирантов РМАПО. 3. Дистанционное обучение в системе непрерывного медицинского образования. 4. Современные технологии обучения в системе непрерывного медицинского образования. 5. Организация учебного процесса в системе непрерывного медицинского образования.6. Методика преподавания фундаментальных дисциплин в системе повышения квалификации врачей. [/spoiler][spoiler=Научная работа]Научные интересы кафедры лежат в области проблем организации учебного процесса в системе непрерывного профессионального образования в здравоохранении, внедрения современных информационно-коммуникационных образовательных технологий, психолого-педагогических проблем обучения, андрагогики и акмеологии, истории и философии медицины.За период с 2008 по 2013 год преподаватели кафедры опубликовали 68 научных статей, в том числе в рейтинговых журналах, 4 научных монографии, 16 учебно-методических пособий; защищена диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
Учебный процесс на кафедре проводится в соответствии с образовательными программами, утвержденными на Учебно-методическом совете РМАПО:
ППС
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации преподавателей «Современные технологии обучения в системе непрерывного медицинского образования»
ППС
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава РМАПО «Современные технологии обучения в дополнительном образовании медицинских кадров»
ППС
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации преподавателей «Методика преподавания фундаментальных дисциплин в системе повышения квалификации врачей»
ППС
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации преподавателей РМАПО «Организация учебного процесса в системе непрерывного медицинского образования»
ППС
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава РМАПО «Дистанционное обучение в системе непрерывного медицинского образования»
Аспиранты
Рабочая программа обязательной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы»
Аспиранты
Рабочая программа факультативной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы»
Аспиранты
Программа педагогической практики
Аспиранты
Рабочая программа обязательной дисциплины «История и философия науки»
Аспиранты
Рабочая программа факультативной дисциплины «История и философия науки»
Медицинская педагогика
Основная литература
1. Болонский процесс: итоги десятилетия / под ред. В.И.Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2011.
2. Василькова Т.А. Основы андрагогики. – М.: КНОРУС, 2009.
3. Шестак Н.В., Астанина С.Ю., Чмыхова Е.В. Андрагогика и дополнительное образование. – М.: Изд-во СГУ, 2008.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие. –М.: «Академия», 2009.
5. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.А.Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
6. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В.Бордовской. –М.: КНОРУС, 2011.
7. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие. – М.: «Академия», 2008.
8. Ф.В. Шарипов Педагогика и психология высшей школы. - М.: Логос, 2012.
9. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010.
10. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: Словарь системы основных понятий. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.
11. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010.
12. Астанина С.Ю., Шестак Н.В., Чмыхова Е.В. Модульный подход в практике профессионального образования. – М.: Изд-во СГУ, 2012.
13. Лебедева М.Б. Дистанционные образовательные технологии. Проектирование и реализация учебных курсов (+CD). – СПб.: ВНУ-СПб, 2010.
14. Полат Е. С., Петров А.Е., Моисеева М.В. Педагогические технологии дистанционного обучения. Учебное пособие для вузов. –М.: Академия, 2008.
Дополнительная литература
1. Шестак Н.В. Словарь "Высшая школа. Технология обучения», 2-е изд. - М.: Вузовская книга, 2006.
2. Шестак Н.В. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования в здравоохранении. – М.: Изд-во СГУ, 2007.
3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Эгвес, 2011.
4. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2005.
5. Кудрявая Н.В. Педагогика в медицине: учебное пособие. – М.: Академия, 2006.
6. Магазинник Н.А. Врачевание и психология. –М.; Медкнига, 2007.
7. Агапова О.В., Вершловский С.Г., Ермолаева М.Г. и др. Технологии образования взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых. – СПб.: Изд-во Каро, 2008.
История и философия науки
Основная литература
1. Философия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.: Юрист, 2007.
2. Философия медицины / Под. ред. Ю.Л. Шевченко. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2004.
3. Хрусталёв Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины: учебник для аспирантов и соискателей кандидатской степени в области медицины и фармации. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007.
4. Лешкевич Т. Г. Философия науки: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2006.
5. Островский, Э. В. История и философия науки: учебное пособие для вузов / Э. В. Островский М.: Юнити-Дана, 2007.
6. История и философия науки / Под ред. С. А. Лебедева. М.: Академический проект, 2007.
7. Лебедев С. А. Философия науки. Словарь основных терминов. 2-е изд. М.: Академический проект, 2006.
8. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М.: Академический проект, 2008.
9. Философия науки. Общий курс / Под ред. С. А. Лебедева. 6-е изд. М.: Академический проект, 2010.
10. Моисеев В.И. Философия науки. Философские проблемы биологии и медицины. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
11. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006, с. 317-374.
12. Введение в философию и методологию науки : учебник для вузов / Е. В. Ушаков . 2-е изд., перераб. и доп . М.: КноРус, 2011.
13. Царегородцев Г. И. Философия медицины. Саратов. Издательство СГУ, 2011.
|  |
Профессор И.Г. Климкович, 1970 г. | Профессор М.В. Муравьев, основатель кафедры |
 |
Историческое фото - коллектив кафедры в 1992 году: в первом ряду справа налево: проф. Фейгенберг И.М., проф. Климкович И.Г., доц. Шестак Н.В., зав.кафедрой Муравьев М.В., доц. Путляева Л.В., доц. Ершова И.Г.
|