Логотип РМАНПО
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования

российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

министерства здравоохранения
российской федерации
Газета

Молодые ученые – герои нашего времени

Истинное знание – знание причин. 

Г. Галилей


 Наука – это область, в которой человек, ценой мыслительной работы, навыков и особого усердия совершает порой не возможное, делая мечты фантастов реальностью своих современников. Ответ на вопрос, почему наука стала не просто профессиональной сферой, но и особенной социальной средой, отделившись от религии и политики в самостоятельную движущую силу, уже давно потерял свою актуальность. Наполненная собственной материально-технической базой, требованиями к объективности теоретической и экспериментальной деятельности, а главное наличию у ученого неиссякаемой любознательности, наука дает пристанище умам и душам под эгидой истины.


Однако реальность такова, что все, чего касается человеческий разум, становится неотделимым от нашей цивилизации. И, так же как и человек, развиваясь вместе с ним, отражает происходящее не только в своей собственной области, но и в окружающей действительности как таковой. Научный поиск в настоящее время претерпевает множество изменений, однако, как и прежде, сохраняет идею преемственности между поколениями.


Молодые ученые на передовых рубежах науки выстраивают основу будущего, делают его лучше, перспективнее, прогрессивнее. Но что они видят перед собой? Какими горизонтами ведомы и в чем находят поощрение своим трудам?


Безусловно, удовлетворение профессиональных амбиций и желание найти социальную нишу закладывается еще в студенческие годы. Все мы, каких бы вершин не достигли, помним времена неопределенности и нестабильности. Тем не менее, поступательность развития, финансового и личностного, скорее не специфична, в то время как благородство цели и некоторая фанатичность – во многом черта людей науки. С этой позиции, тенденции прежних десятилетий сохраняются и каждый студент, ступающий на путь научных изысканий, отдает себе отчет о множестве перипетий, ожидающих его на этом пути.


Изменился ли статус научного деятеля в социуме? Безусловно. Вовлекаясь все более в иные сферы, проходя процесс синтеза и глобализации наравне с экономикой и информационными технологиями, научное знание стало более доступным массам, что одновременно повысило общечеловеческую грамотность. Однако стоит помнить и об обратном, с чем непременно согласятся корифеи научного мира - снижение качества знания и глубины, на которую мы погружаемся, открывая для себя мир научных фактов. В этом отношении, молодые ученые сейчас более уязвимы, так как рискуют быть не обстоятельными. Винить в этом возможно, но, на мой взгляд, бессмысленно. Темп жизни, многозадачность, необходимость владеть широким спектром профессиональных навыков предполагает и навык быстрого поиска решений при меньших энергозатратах. В особенности, это касается ученых, стоящих на стыке наук и разрабатывающих междисциплинарные вопросы: биологическое моделирование, персонализированная медицина, трансплантология, генная инженерия.


Еще Р. Роллан говорил, что плоды истинной науки – плоды жертв, а не материальной выгоды. И в этом отношении коммерциализация и рыночность не обошли храм знания стороной. Свидетельство тому - сокращение фундаментальности, акцентирование в сторону прикладных работ с быстрой коммерческой отдачей. Сейчас молодые ученые видят перед собой бесконечные горизонты открытий, превзойти которые с каждым разом все сложнее, в то время, как получить материальную выгоду становится если не проще, то достижимее.


Поэтому особенную гордость вызывают мои ровесники из числа молодых ученых, стремящиеся жить и работать так, как завещал Лев Николаевич Толстой: «Дело науки – служить людям!». Приятно осознавать, что и среди Вас, дорогие читатели, немало тех, кто вкладывает в свою научную деятельность частичку души и искреннее желание делать мир лучше ради будущего человечества.


Жукова Юлия

м.н.с. НОЦ молекулярной биологии и биоинженерии АГУ

 г. Астрахань