федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования

российская медицинская академия
непрерывного профессионального образования

министерства здравоохранения
российской федерации
Газета

Сурдология – насколько эта специальность медицинская?

У некоторых людей слово «сурдология» ассоциируется с сурдопереводом, а если быть точнее - с женщиной в нижнем левом углу телевизора, которая дублирует на жестовом языке важную информацию из спецвыпуска новостей. Так начнем же развеивать сомнения.

Неширокая известность этого термина связана в основном с редкостью  этой медицинской специальности, что подразумевает небольшое количество людей, которым требуется помощь в данной области (порядка 6-8% населения). Тем не менее, для этих пациентов врачи-сурдологи могут сделать очень многое и сильно изменить их жизни.

Слово «сурдоло́гия» состоит из латинского корня «surdus» — «глухой» и небезызвестного древнегреческого «λόγος» — «учение». То есть, сурдологи работают с людьми, у которых имеются те или иные проблемы с восприятием звука: они включают в себя как снижение слуха, так и появление шума в ушах (тиннитус).

На рисунке представлены звуки различной громкости и способность к их восприятию при различных степенях потери слуха. При первой степени пациент не слышит шелест листвы и пение птиц, при второй - некоторые тихие согласные, ухудшается разборчивость речи. Третья, четвертая степени и глухота считаются тяжелыми – у пациента возникают проблемы с общением и социальной адаптацией. 



Людям с нарушением слуха недоступно гораздо больше, чем мы себе представляем. Повседневное общение можно частично заменить жестовым языком или написанием слов на бумаге, но вызов экстренных служб, сигнализация, гудок автомобиля или поезда остаются недосягаемыми для глухих людей. Человек с односторонней глухотой, казалось бы,  ничего не теряет, но  у него возникают проблемы с локализацией звука, и  ребенок с таким нарушением рискует потеряться.

О причинах вышеперечисленных нарушений следует знать врачам различных специальностей, так как отчасти в проблеме снижения слуха имеют место ятрогении. К сожалению, не всегда медицинские работники предупреждают о побочных эффектах ототоксичных препаратов (диуретики: фуросемид, антибиотики: аминогликозиды, эритромицин, и т. д.). Также важно знать остальные факторы, приводящие к снижению слуха: некоторые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, гемолитическая желтуха, заболевания во время беременности матери пациента (краснуха), а также воздействия профессиональных вредностей на представителей некоторых специальностей.

Дети с потерей слуха без технических средств реабилитации (слухопротезирование с помощью слуховых аппаратов, кохлеарная имплантация) не могут научиться разговаривать! Задача сурдолога состоит в раннем выявлении нарушения слуха у ребенка и предоставлении ему возможности слышать. А в пожилом возрасте, при отсутствии коррекции нарушений слуха, недостаток слуховой информации приводит как к проблемам с общением, так и к деградации когнитивных способностей мозга.

Одной рукой сурдология держится за оториноларингологию, а другой - за сурдопедагогику. То есть, в одних случаях, сурдологи проводят с оториноларингологами, а иногда и с нейрохирургами, сложные многочасовые операции на ухе, в том числе и кохлеарную имплантацию (позволяющую людям с глубоким уровнем поражения органа слуха адаптироваться и общаться с помощью речи со слышащими людьми). В других случаях  сурдологи проводят консультации, сложные исследования, а также настройку кохлеарных имплантов и слуховых аппаратов вместе с сурдопедагогами.

Врач-сурдолог может обойтись без знания жестового языка, т. к. социальной адаптацией людей, у которых коррекция нарушений слуха невозможна, занимаются исключительно сурдопедагоги. Для этого существуют дактильная азбука и язык глухих. Дактильная азбука - это вспомогательная система жестового языка, в которой каждому жесту кисти одной руки соответствует буква русского языка. А язык глухих - самостоятельный, международный язык, состоящий уже из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела.

Сурдология в РМАПО была основана в 2002 году в виде курса сурдологии в составе кафедры оториноларингологии и была преобразована в 2005 году в самостоятельную дисциплину. Заведует кафедрой доктор медицинских наук, профессор Таварткиладзе Георгий Абелович, заведующий учебной частью – кандидат медицинских наук, доцент, Маркова Мария Владимировна. Создание кафедры на базе Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования позволяет обеспечить высокий уровень преподавания дисциплины и демонстрировать внедрение новых разработок в диагностике и лечении больных с различными формами тугоухости и глухоты.

Главная цель сурдологии – обеспечить пациенту такое же общение, как и у людей с хорошим слухом, вернуть к жизнедеятельности один из 5 органов чувств, столь важный для человека,   и изменить его жизнь к лучшему!

Ординатор 1-го года кафедры сурдологии,
Ижбулатова Яна